Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Первые полтора километра
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Нематода, амброзия и повилика: что ещё к нам ветром занесёт?
СИТУАЦИЯ
    Иван-Озеро в ожидании стихии
Возвращаясь к публикации
    Говоря научным языком
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Клевета из уст главы
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Индюк Женя и полмиллиона свиней
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Свой среди своих
    Поломаем голову
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Такие бы акции да каждому селу!
1941-1945
    Друзья познаются в беде
ТелеМАНИЯ
    «Вечный Сталин»
СЫНЫ РОССИИ
    Стать юнармейцем – высокая честь
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Куда катится ленок?
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Если песня о главном – ей жить
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    С высоты прожитых лет
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Зачем Чите новая лаборатория
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
Выпуск № 18 от 01.05.2018 г.
Если песня о главном – ей жить
Время – это люди, события, книги и… песни. В них размах и трагичность исторического витка, романтика времени и тонкое чувство мига под названием Жизнь. Жизнь в песне, прочувствованной исполнителем – как машина времени. И вот ты уже в двадцатых, с атаманом и острой саблей, и уже хочется склонить голову, как вдруг «птица счастья завтрашнего дня» несёт тебя через годы, туда, где жизнь наполнена романтикой строек и большими надеждами.
    Такие неожиданные повороты переживал нерчинский зритель 21 апреля на третьем межрайонном фестивале ретро-песни, который собрал исполнителей из различных районов края. Улётовский, Дульдургинский, Оловяннинский, Газимуро-Заводский, Александрово-Заводский, Балейский, Шелопугинский, Чернышевский, Шилкинский, Оловяннинский, Тунгокоченский районы – такова география мероприятия, и с каждым годом оно привлекает всё больше участников. Около 70 концертных номеров были представлены зрителю, а это почти в два раза больше, чем на втором ретро-фестивале!
    
Проживи свою песню

    Для меня фестиваль открылся с песни «Письмо отца» Алексея Соколова из Калангуя. Написанная в 1974 году, она – одна из тех, что напоминают о войне непреходящей болью. Говорят, чтобы тронуть зрителя, песню нужно прожить. «Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами. На конверте в углу номер почты стоит полевой. Это в сорок втором мой отец написал моей маме, перед тем как идти в свой последний решительный бой…». Алексей пел о своём отце. Павел Артемьевич Соколов ушёл на фронт в 1942 году. В 1945 году с Западного фронта попал на войну с Японией и дошёл до Порт-Артура. Пел и о родственниках Соколовых из Подмосковья, и о родовой фамилии, что дала не одного Героя Советского Союза. В сельском клубе деревни Осиновец мальчишкой, не совсем осознавая свою генетическую причастность, он видел тех родственников на пожелтевших фотографиях. «Это село в Калининской области, пока была жива бабушка – мама отца, я побывал там два раза. Помню две деревни почти рядом, а между ними клуб. Там на стенде много Соколовых, бабушка говорила, что только Героев Советского Союза, наших родственников, пять человек. Жаль, тогда я этого не понимал», – вспоминает Алексей. Теперь эту боль и память можно передать в песне…
    Он говорит о том, что 5 мая в Оловянной пройдёт межрайонный конкурс ко Дню Победы «Солдатский конверт». «Буду исполнять «Третий день идёт атака Сталинграда», а вообще давно ищу песню, у которой даже названия не знаю. По-моему, «Нынче много дедов на земле». Там есть строчка «а в России каждая изба бережёт солдатские портреты». Слышал её в армии, когда служил в Песчанке. В 1972 году проходил смотр солдатской песни, и один из батальонов её пел. Кстати, ту запись по читинскому телевидению показывали, может быть, в архивах сохранилась и телевизионщики помогут?» – рассказывает Алексей и обращается с необычной просьбой в надежде быть услышанным.
    
Они о большом и вечном

    На фестивале 64-летний Алексей исполнил и песню Валерия Ободзинского «Что-то случилось этой весною…». «Этот певец всегда был для меня недосягаемой высотой, и хоть пел со школы, даже подумать не мог, что насмелюсь спеть что-то из его репертуара. А всё потому, что песнями Ободзинского есть что сказать людям. Они со смыслом, я бы даже сказал, умные и о главном. Современность такими песнями не отличается», – делится Алексей. Мы говорим о творческом начале. Откуда оно? «У моей мамы Раисы Ивановны был изумительный голос. Я сравнивал её с Зыкиной и очень гордился. Мама нигде не училась, она в 16 лет вышла замуж за отца, который возвращался с Восточного фронта, родители познакомились в Мирной. Так он остался в Забайкалье», – вспоминает Алексей. Он поёт, сколько себя помнит. Школа, армия, столяр в цехе жилищно-коммунального отдела, слесарь на фабрике. Был в трудовой биографии БАМ и Золотореченск, и везде рядом шла песня.
    В 1969 году в Калангуе появился ансамбль «Флюорит» – пять человек и основатель Геннадий Борисович Дербин. «Я играл вначале на бас-гитаре, потом на клавишах. Была эпоха дефицита, можно сказать, инструменты сами делали. Сейчас в Калангуе всё по наклонной: нет комбината, закрыли профтехучилище с капитальным общежитием и крепким учебным корпусом. В Доме культуры зрительный зал на 300 человек, теперь он вроде ни к чему», – рассказывает Алексей. А он уже много лет поёт в районном Доме культуры Оловянной. «Время у пенсионера позволяет, 2–3 раза в месяц за 100 километров в Оловянную езжу», – шутит Алексей. А группа «Герольды», в которой поют и играют Юрий Гладких, Андрей Абрамов, Сергей Егоров, Алексей Соколов, живёт, несмотря на все перипетии. Вместе с ней живут и старые песни. Те, что со смыслом и о главном.
    
ВИА – это не в прошлом

    Хотелось сделать вывод: песни ушедшего времени – удел тех, чья юность пришлась на эту пору. Не получилось. На сцене соседствовали представители разных поколений, а самыми юными участниками были гости из посёлка Вершино-Дарасунский и вокальная группа «Чистая вода» из Газимурского Завода. В составе вокально-инструментального ансамбля из Вершино-Дарасуна «Своя игра» четверо одиннадцатиклассников и руководитель – преподаватель Детской школы искусств Антонина Швецова. Казалось бы: 2018 год и семидесятые с песнями «В школьное окно смотрят облака» и «Шизгара» (песня группы «Венус»). А ребятишки так вписываются в образ, что сразу ясно – эти старые мелодии им ещё как по душе. «Для них время не имеет значения. Конечно, важна мелодичность, и ещё у моих всегда есть идеи по современной аранжировке ретро-мелодий», – характеризует руководитель. У неё только сейчас сбылась юношеская мечта по организации ансамбля, где теперь играют и рок и блюз, а два года назад даже сыграли на краевом фестивале «Гуранёнок». Она рассказывает, что, несмотря на непростые времена, школа искусств в посёлке развивалась благодаря директору Алёне Александровне Стрелковой, а теперь дело продолжает Ксения Викторовна Бурдинская. Кстати, Антонина совсем не печалится по поводу того, что ребятишки окончат школу и уедут. Уверена: наберёт новых. Вот и скажи после этого, что ВИА – это в прошлом. Подтвердил это и вокально-инструментальный ансамбль «Блюз» из Дульдурги.
    Вокальную группу «Синегория» из Жирекена возрастной тоже не назовёшь (25–47 лет). Обновлённый состав из пяти человек выглядит так: учитель истории, флотатор обогатительной фабрики, парикмахер-колорист, индивидуальный предприниматель. Юля Краснова приезжает с вахты на Быстринском ГОКе – и на репетиции. Ирина Плотникова и Наталья Татарова спешат на встречу с песней: одна после уроков в школе, вторая от парикмахерского кресла. Что их объединяет? Возможность перевоплощения на сцене. «Позади крутой поворот» Анне Вески и «Ах, этот вечер» – две дебютные мелодии на фестивале в Нерчинске. Каждая как маленький рассказ об ушедшем времени. Почему ретро? «Забыть не хочется, и надо, чтобы молодёжь эти песни знала и понимала, что содержание – это немаловажно», – отвечают жирекенцы.
    
Пою тебя, моё село

    Фестиваль собрал и немало исполнителей старшего поколения. Когда услышала «Газимурочку» и «Не смейся, казачок, что я сирота», поразилась чистоте голосов и многоголосию. А для них, преимущественно пенсионеров, больше 200 километров от Газ-Завода до Нерчинска – не расстояние. Спели – будто радостью поделились. «У нас раньше группа при социальной службе была, а в октябре 2017-го мы своим составом собрались. Почти все пенсионеры – Вера Буракова, Светлана Панибрашина, Валентина Кованская, Ольга Рюмкина, Любовь Чуланова. Мы любим песни о своих сёлах, есть у нас «Урюмканская лирическая», Василий Волков на неё музыку написал. Есть песни, посвящённые Солонечной, Кораблю, Батакану, Газ-Заводу. Поём о Забайкалье, казачьи песни не забываем. Я с этим коллективом вообще отдыхаю, тут каждый как огонёк, – рассказывает руководитель Ольга Семёнова.
    Народный коллектив «Сударушка» из Мирсаново накануне фестиваля отметил юбилей – 20-летие творческой жизни. «У нас всё вместе: горести, печали и радости. Держимся благодаря любви к песне. В репертуаре разные – лирические, казачьи, песни забайкальских композиторов, иногда и современные эстрадные пробуем», – делятся мирсановцы. Радуются, когда выходят после концерта, а ребятишки старую песню поют (только что услышали). Вот и на фестивале исполнили актуальное «Прости, Земля», вспомнили про «смешную, неприметную девчонку» и «сбежавшую электричку». Возвращались во времена своей молодости и будто говорили: «Ведь были же песни».
    
Легко – когда от души

    Ярких звёзд на фестивале было не счесть. Олеся Уланова, Костя Синегузов и Светлана Алфёрова из Улёт, Наталья Гарипова из Александровского Завода, Ирина Винник из Дульдурги, «Силькари», Алексей Рыбаков и Евгений Зыков из Шилки, «Газимурочка» из Газимурского Завода, «Остров Русь» из Дровяной, дуэт Андрея Димова и Дианы Кушнарёвой из Шелопугино – короткое начало большого списка. Отличало фестиваль и многообразие мужских голосов, большинство из мужчин-исполнителей выбрали шлягеры певцов и групп различных времён. Николай Золтуев из села Илим Нерчинского района оттолкнулся от репертуара Вячеслава Добрынина. Николай – ещё один пример самородков из народа и доказательство того, сколько талантов скрывается в наших городках и сёлах. А он вспоминает начало: «Меня в школе учитель музыки Неля Михайловна заметила. Тогда директором был Виктор Иванович Арсентьев, наша илимская гордость, заслуженный работник культуры. Первую песню я спел под его аккомпанемент на баяне. Как сейчас помню: он сидит на стуле, а я за него прячусь. «Солнечный круг» пел. Потом в армии научился на гитаре играть. Служил в Монголии, у нас там самодельные гитары были со звукоснимателем. Пришлось и в Золотореченске поработать, там тоже пел. А когда вернулся в Илим, работал в школе учителем рисования, черчения, трудового обучения. Образования не было, просто руки всё умели. С ребятишками школьную столовую отделали, дом культуры помогал оформлять. В своём селе всегда в концертах участвую, как односельчан не порадовать? У меня и сын Алексей поёт, внучка Софья в музыкальной школе учится. Радуюсь за неё, у нас такой возможности в деревне не было. А песни люблю старые. Это и Ободзинский, и Добрынин, военные, лирические. 9 Мая спою песню из кинофильма «Офицеры». Чем они лучше, старые песни? Да с душой они и смыслом, их петь легко.
    На большом концерте, что длился больше шести часов, не покидали две мысли. Первая – насколько талантлив наш народ и вторая – настоящие песни, сколько бы им ни было лет, не умирают. Их поют, их ищут, в них нуждаются. И мы надеемся, что та, военная, которую мечтает спеть Алексей Соколов, всё-таки оживёт, и мы её услышим.
    
    Татьяна Гусева
Яндекс цитирования