Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    На стороне добра
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Сергей Давыдов: «Жалоба для меня – это манна небесная»
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Пассики – к полной кормушке
БЕЗ РЕТУШИ
    Пролетели мимо «сказки» Может, это хорошо?..
ГОРЯЧАЯ ПОРА
    Вести с полей: использовать каждый час
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Спортивная душа Маккавеево
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    Светлое будущее и реалии Митрофаново
1941-1945
    Вспомним всех поимённо!
    За заботу низкий поклон
ТелеМАНИЯ
    На «Большой перемене». Часть 2
ЗНАЙ НАШИХ!
    От чистого истока
СРОЧНО В НОМЕР
    «Широка страна моя родная…»
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Даурское лето японского журавля
НУ И НУ
    К нам полосатый рейс?!
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Ваши письма
ЛЮДИ И СУДЬБЫ
    Эх, дороги!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Литературная гостинная
ОТКРОВЕННО О ЛИЧНОМ
    Любовь сыновья
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА
    Работодателей – к ответственности!
ФАЗЕНДА
    Как проволокой пробурил!
Выпуск № 39 от 27.09.2016 г.
На «Большой перемене». Часть 2
Внимание! Вновь в «Телемании» звенит наш школьный звонок! Быстренько все в кинокласс, друзья... Начинаем второй урок истории. Сегодня продолжаем тему: «Появление самой длинной (43 года на экранах!) и самой популярной школьной кино-теле-перемены нашей страны». Итак, слушаем внимательно (а заодно внимательно изучаем изображения на учебном пособии – доске-заставке-иллюстрации)...
Кастинг «Переменный» начинается
    ...В феврале 1972 года режиссёр Алексей Коренев занялся подбором, или как сейчас говорят, кастингом актёров для «Большой перемены». Ещё во время работы над сценарием он решил, что в ролях колоритных «стариков»-преподавателей будут сниматься великие мэтры МХАТа и кино Михаил Яншин (профессор Волосюк) и Анастасия Георгиевская (учительница географии). «Старики» сразу согласились участвовать в съёмках этой весёлой «вечерне-школьной» комедии. Им даже не понадобились кинопробы. Но это была капля в море, поскольку фильму требовалось ещё порядка двадцати актёров, причём, всех на главные роли великовозрастных учеников 9-го «А». А ещё десяток актёров на роли учителей и ещё больше – для эпизодов. Режиссёр бросился в «кастинг», как в омут головой...
    Интересно, что Коренев был твёрдо уверен, что автор литературного первоисточника сценария – повести об учителе вечерней школы рабочей молодёжи «Иду к людям», писатель Георгий Садовников, написал книгу о самом себе. Этот факт писатель опровергал множество раз, причём, в первую очередь именно Кореневу, но всё было тщетно. В результате «упёртый» режиссёр подыскивал на роль самого наиглавнейшего персонажа – учителя истории Нестора Петровича Северова актёра внешне похожего на писателя.
    
Историк Нестор: соображая «на троих»
    Главными претендентами стали Михаил Кононов и Андрей Мягков. Причём чаша весов склонялась в сторону последнего. Но Мягков поставил непременное условие: он будет сниматься только вместе со своей супругой, актрисой Анастасией Вознесенской. По мнению Мягкова, никто лучше его любимой не справился бы с ролью жены Ганжи – учительницы литературы Светланы Афанасьевны. Коренев долго думал и... решил отказаться от услуг супружеской четы. 
    А вот Кононов вообще не хотел сниматься в этой, как он выразился, «школьной бредятине». Молодого актёра можно было отчасти понять – он уже успел сняться в великих картинах «Андрей Рублёв» Тарковского и «В огне брода нет» Глеба Панфилова, а тут какая-то комедия... Тем не менее, Кононов послушно прошёл пробы с другими конкурентами на роль Нестора Петровича, поскольку учителем-историком могли стать и Константин Райкин и Евгений Корельских («Вечный зов», «Кот в сапогах»). В конечном итоге худсовет «Мосфильма» утвердил именно Кононова. Режиссёр было очень рад, что заполучил для «Перемены» на главную роль такого замечательного актёра, но уже с первых съёмочных дней, скромный, добрый, улыбчиво-застенчивый «Нестор», каким он был в кадре, за кадром превращался в далеко не... Но к этому мы ещё вернёмся. 
    
Четыре Ганжи и «харизма» курточная
    Роль ехидного шутника, нерадивого, но самого обаятельного ученика 9-го «А» Григория Ганжи «примеряли» Евгений Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер (впоследствии оператор и соавтор сценария цикла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»). Но первый, по мнению худсовета, чересчур переигрывал, а второй, напротив, был слишком мягок. Так Збруев стал Ганжой. Кстати, ради харизматичного актёра режиссёр не раз шёл на уступки. Так, согласно сценарию и задумке костюмеров, все актёры-мужчины в картине должны были появляться на заводе, где они работают, исключительно в робах. И только Збруев забастовал: «Ну, уж нетушки! В робе ходить не буду!» Коренев поначалу пытался спорить: мол, любая другая одежда будет нарушением замысла, однако, в конце концов, смирился. И в итоге стильная замшевая куртка Ганжи в фильме стала его особым, «фирменным брендом» с не меньшей «харизмой», чем сам актёр и его персонаж.
    
Как Ганжа № 4 жену подарил
    Что же касается Юрия Векслера, то он снял свою кандидатуру, однако, сам того не ведая, подарил для фильма другого исполнителя... свою жену – студентку-третьекурсницу школы-студии МХАТа, никому не известную тогда Светлану Крючкову. Векслер отправил жену отнести сценарий «Большой перемены» на студию. В дверях «Мосфильма» Светлана столкнулась с незнакомцем, который сразу же задал вопрос в лоб: «А что вы делаете сегодня вечером?» «А в чём дело?» – с вызовом переспросила она. «Приходите завтра репетировать», – ответил незнакомец, оказавшийся самим режиссёром Кореневым. Его Величество счастливый Случай, очередной раз правил бал в кинематографе.
    
Кастинг. Репетиция. ...Кровь!
    На роль жены Ганжи, учительницы русского языка, Светланы Афанасьевны, кроме Крючковой, уже претендовали Ольга Науменко и Наталья Гвоздикова. На репетиции Крючковой режиссёр поставил задачу: «Вы - жена Ганжи. Он вас втаскивает в комнату, а вы изо всех сил сопротивляетесь...» Начали пробную съёмку. Збруев потащил Светлану, а та, почувствовав, что нахальный «Ганжа» сильнее и побеждает, в отчаянии, не зная, что делать, не долго думая... хватанула его зубами за палец. Збруев завопил. Хлынула кровь. Коренев тут же остановил съёмку: «Хватит! Достаточно! Репетиция закончена. Збруев – в медпункт. Крючкова свободна!» Неудавшаяся актриса разревелась и отправилась домой. Шанс снятся в кино был упущен. Но едва она зашла со слезами в квартиру, раздался телефонный звонок. Говорил Коренев: «Я тут подумал, раз вы такая м-мм... слегка воинственная и строгая, решил, что вы будете сниматься. Но только в другой роли – Нелли Леднёвой». 
    В итоге жену Ганжи сыграла актриса театра им. Моссовета Наталья Богунова («Бегущая по волнам», «Умные вещи»). И она на долгие годы превратилась в «супругу» Збруева. После премьеры буквально все были убеждены, что актёры женаты и в реальной жизни. Интересно, что в повести Садовникова ученик и учительница были не женаты.
    
О Полине очаровательной и… заде
    Невестой Нестора Петровича – очаровательной Полиной, по мнению режиссёра, должна была стать Наталья Гундарева. Коренев лично позвонил актрисе и был ошарашен ответом: «А ты мою задницу видел?» Тем не менее, он пригласил-таки Гундареву на пробы, но почти сразу же понял, что актриса права – эта роль была явно не для неё. Полиной стала одна из неудавшихся жён Ганжи – Наталья Гвоздикова. 
    
Как «министерша» Пушкина «жмотом» сделала
    Появлению в «Большой перемене» Ролана Быкова – исполнителя колоритного персонажа, бригадира и «по совместительству» «нехорошего человека и большого жмота» Петрыкина тоже обязан Случай. На эту роль был утверждён Виктор Павлов. На него уже были сшиты костюмы, как вдруг спустя три месяца после кинопроб актёр... написал письмо с отказом от работы. Причём, как раз в тот день, когда должны были сниматься сцены с его участием. В итоге пришлось аварийно искать замену. И тут «подвернулся» Быков. Он согласился стать Петрыкиным из-за... министра культуры СССР. Екатерина Фурцева лично прекратила репетиции спектакля «Медная бабушка» во МХАТе, где актёр играл самого Пушкина! Формулировка была уничижающей, если не сказать самодурственно-идиотской: «Наша национальная гордость не был таким уродом». Оскорблённый Быков пришёл к Кореневу в его «Перемену» хотя бы для того, чтобы отвлечься от мрачных мыслей и не секунды в последствии не жалел – работал с восторгом школьника, заражая своим энтузиазмом и юмором всю съёмочную группу. 
    
Плясунья, лоботряс, футболо-фанат и всезнайка
    Любительницей танцев Люськой и её партнёром, учеником-лоботрясом Генкой Ляпишевым могли стать актёры Елена Маслова и Валерий Носик, но они достались жгучей блондинке (опять блондинка!) – красавице Ирине Азер и Виктору Проскурину.
    Впрочем, и Масловой и Носику и Масловой в «Перемене» нашлись не менее яркие персонажи: футбольного фаната Отто Фукина и всезнайки Коровянской, у которой партнёром стал сам Савелий Крамаров. Интересно, что один из крылатых диалогов фильма: Коровянская: «Что ты мне глазки строишь?» Тимохин-Крамаров: «А что, я тебе кооператив должен строить?» придумала сама Елена Маслова. До первого съёмочного дня оставалось...
    Так... Звонок... Урок закончен. Куда все побежали? Минуточку! Сообщаю тему следующего урока: Нестор – препод вредный: правда о закадровых похождениях Кононова. Квас и пивко – будешь прыгать высоко (прикольные ляпы в фильме). Крамаров... Евгений Онегин! – раскрывая уморительную тайну реального финала «Перемены». Страдания режиссёрские, или Три блондинки, японские волосы и водные лыжи. «Большая перемена» как законодатель всесоюзной моды... Теперь все свободны. Большая перемена… до следующего вторника.
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования