Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
НАШИ ЛЮДИ
    Всем юбилеям юбилей!
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Работают, а лучше жить не стали
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    А едины ли?
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Гой ты, Русь моя родная…
И Я ТАМ БЫЛ...
    Гуранёнок – 2016
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    Не крайний Север
НАША ГОРДОСТЬ
    Без нас, как без воды!
1941-1945
    Шёл солдат через войну
ТелеМАНИЯ
    Кинопровокаторы
ЗНАЙ НАШИХ!
    Танцуй! Танцуй!
ШТРИХИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
    Вижу плоды своего труда
СЫНЫ РОССИИ
    Спешите Родину отвагою прославить!
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Наш Анашкин
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    Вдох глубокий, руки шире…
ФАЗЕНДА
    Сальса с сальцом
Выпуск № 45 от 08.11.2016 г.
Не крайний Север
Село Чапо-Олого в Каларском районе – одна из немногих территорий традиционного природопользования в Забайкальском крае, где проживают эвенки. Живут, как и их деды, – охотятся, рыбачат, разводят оленей. Конечно, немного на современный уклад.
Беличье стойбище
    Образовано село в 1901 году. Тогда на берегу Чары разбил своё стойбище эвенк Дмитрий Романов по прозвищу Чапо. Кстати, с эвенкийского языка Чапо переводится как «беличье гнездо», а Олого с якутского будет «стойбище».
    Со временем к Дмитрию стали съезжаться эвенки, и в 1932 году в селе был основан колхоз имени Ворошилова.
    Первым председателем колхоза был Михаил Семёнов. В первую очередь построили школу-интернат, затем, один за другим, появились магазин, медпункт, клуб, почта. Одновременно строили жильё. Именно тогда эвенки впервые стали селиться в деревянных домах, однако рядом неизменно ставили палатку или чум.
    Новую жизнь таёжные люди строили с большим подъёмом и интересом. И поработать хорошо умели и отдохнуть. Рос колхоз, богател, а лучшие охотники и оленеводы даже ездили в 1937 году на Всесоюзную выставку народного хозяйства. Развивали оленеводство, огородничество, построили молочную ферму.
    Сейчас, конечно, колхоз давно остался в прошлом, и о его былом величии напоминают только фотографии, собранные работниками местного клуба, да воспоминания старожилов.
    Одна из старейших жителей села, Галина Филиппова встретила нас, хлопоча по дому, – пекла пироги из груш и дикой смородины. Рецептура, правда, русская.
    – Эвенкийская деревня у нас давно была, а сейчас половина только осталось. Дети все русские. Я, например, сама по национальности якутка и из семьи одна только на родном языке разговариваю. Дети или внуки мои – уже нет. А бывало, приедут мужики с тайги, так ни одного слова русского не знают, – рассказывает женщина.
    Живут в селе по-разному, как и везде, – кто-то работает, кто-то занимается традиционными промыслами, молодёжь учится, а есть и безработные. Чтобы прокормить семью Галина Мефодьевна шьёт унты ручной работы – женские, мужские, детские, на любой вкус и цвет. Продаёт и по краю и в Якутию родственникам шлёт.
    – Унты меня научила шить эвенкийка из Кюсть-Кемды, там цех по переработке был в то время – от копыт оленьих до рогов – всё в ход шло. И ругалась я, конечно, и не знала, как подступиться к этой шкуре. Брезговала даже подходить к ней, пахнет же. Сколько нервов потратила, а сейчас я очень ей благодарна – на кусок хлеба заработаю всегда. Всё хочу племянницу свою научить шить, она ни в какую.
    Воспитывает Галина внучку Ксению, которая с удовольствием возится с ребятишками в местном детском саду.
    
Исчезающий язык
    В детском садике сейчас работает и Людмила Данилова, преподавательница эвенкийского языка в бывшей начальной школе села. После того, как закрыли школу, какое
-то время учила эвенкийскому языку и детсадовцев.
    – Ещё же и дома нужно на нём говорить, чтобы знания закреплялись. А у нас в селе 2-3 человека нашего поколения остались, кто ещё на эвенкийском говорит. А молодёжь-то уже ни слова не знает. В Куанде в школе-интернате ещё ведут немного эвенкийский язык. А у эвенков же и песни и стихи есть, я с русского языка на эвенкийский сказки переводила для детей. Язык умирает. Даже у меня со временем из памяти стираются некоторые слова. Наше поколение на нём ещё договорит, и всё. А чтобы сохранить язык, нужно учить молодёжь. Исчезнет язык – исчезнет всё, – говорит Людмила Семёновна.
    Когда-то даже было специальное приложение к местной газете «Северная правда», которое выпускалось полностью на эвенкийском языке. Сейчас эти выпуски остались в архивах библиотек.
    Дети в селе все сплошь метисы, ни одного чистокровного русского или эвенка не найти. Местные рассказывают, что в 2010 году в селе построили начальную школу, но уже через год её пришлось экстренно закрыть – лопнули трубы и помещение перемёрзло. Кто виноват – разбираются до сих пор, а дети пока учатся в соседнем селе, каждый день туда и обратно их возит школьный автобус.
    
«Землю надо…»
    Спиридона Габышева, жителя Чапо-Олого в Каларском районе называют «главным оленеводом». Называют неспроста – сегодня у него самое больше стадо оленей во всём Забайкалье.
    – Нынче считали тех, кто привит, – 1,5 тысячи. А кому укол не поставили, кто в горах, так и не знаю сколько их. Олень это же не баран и не корова, а дикое животное. Я всю жизнь оленеводством занимаюсь, с малых лет. Даже в школе не учился, сразу в тайгу, – улыбается Спиридон.
    Сейчас у главного оленевода подрастает внук Спиридон, который твёрдо решил идти по стопам деда. «У меня и родители тоже оленеводы были. А некоторые хватаются, хотят разводить оленей, а не получается – опыта-то нет никакого. У меня, например, взяли 30 голов в Амурскую область, а сейчас у них всего 8 голов осталось, потеряли остальных».
    Зимой олени стоят далеко, к сёлам их не пригоняют. Чтобы полюбоваться северными красавцами вживую, нужно приезжать в августе или совсем по зиме – добраться до стоянок можно только на вездеходе.
    – У нас проблема сейчас с землями, – сокрушается эвенк, – деньги надо. Говорят: «Плати, мы дадим землю». А где такие деньги возьмём? Мне в такое время 600 тысяч гектаров надо – это 2-3 миллиона в год. Посчитали – 6 километров в сутки оленю. А олени не бараны – в одном месте не живут, летом в горы бегают, весной – в долинах. Зять у меня приезжал с Якутии, у него стадо – 500 оленей. Спрашиваю, сколько земли дали, отвечает: два миллиона гектаров.
    А сейчас, говорит, Спиридон Габышев, олени как попало пасутся: «Если земли нам дать, мы же охранять будем, браконьеров гонять. Землю надо».
    
«Так и живём»
    В местной библиотеке хранится шикарная летопись села – целые альбомы с вырезками из газет, по которым можно проследить создание Чапо-Олого. И старые-старые фотографии эвенков, такие, наверное, не в каждом архиве найдёшь.
    Нынешняя глава села, Светлана Симонова, избирается уже на второй срок – доверяют ей односельчане. Приехала Светлана вместе с родителями из-под Севастополя, да так и осталась в селе. Вышла замуж за эвенка, муж у Светланы тоже держит оленей, правда, совсем небольшое стадо, уточняет женщина.
    – Я сюда приехала в 1982 году, в то время здесь был очень богатый колхоз – строились дома, оленеводство очень хорошо развивалось – от 1,5 тысяч оленей. Была ферма чернобурых лис, овощеводство было развито, переработка оленьего сырья развивалась. После перестройки всё изменилось. А хотелось бы, конечно, чтобы и дома здесь строились, и молодёжь чтобы не уезжала, и чтобы благополучно всё было, – рассказывает Светлана Алексеевна.
    Будет ли благополучие у села – неизвестно. Денег чапо-ологцам не хватает, впрочем, как большинству забайкальских сёл. Бюджет села, по словам главы, на 100% зависит от дотаций района.
    – Хватает его, в основном, только на заработную плату, налоги и коммунальные услуги. Что-то лишнее приобрести, отремонтировать никак не получается, спонсоров нет, поэтому чем можем, так и живём.
    …Так и живут. И хочется верить, что жизнь ещё улыбнётся по-настоящему тепло нашим северным землякам – настоящим эвенкам, с которыми в этот раз повезло познакомиться.
    Жаль, оленей увидеть не удалось: они сейчас все на стоянках в сотнях километрах от села. Осталось их немного – несколько тысяч на весь район, но есть надежда, что в будущем, оленей будет больше – совсем как в старые добрые времена.
    Екатерина ФИЛИППОВА, фото автора
Яндекс цитирования