Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Профсоюз образования бьёт тревогу:
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Вопросы к Минздраву
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    For sale
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Москва услышит Забайкалье?
И Я ТАМ БЫЛ...
    Ярмарка новогодняя
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Здесь мимо бежит Шилка
СИТУАЦИЯ
    Утрата доверия
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Народного корня полководец
ТелеМАНИЯ
    «Проклятые» фильмы или, Не играйте с «тёмными». Часть 2
ЗНАЙ НАШИХ!
    Её величество – фотография
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Хапчеранга: «Краски сгущать не надо!»
    45 из 65 домов приняты не будут
    Бездорожье. Кто решит проблему?
    Зачем делят сёла?
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ
    Иринино счастье
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    Экскурсия в прошлое
ОТКРОВЕННО О ЛИЧНОМ
    Оставайтесь милосердными!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
Выпуск № 51 от 20.12.2016 г.
«Проклятые» фильмы или, Не играйте с «тёмными». Часть 2
В одной из прошлых встреч мы говорили о так называемых «проклятых» фильмах и кино-ролях в западном кино. Разумеется, Рок, вмешательство тёмных сил, не имеют географических границ, а по сему странные, порой трагические события, имели место и в отечественном кинематографе. Об этом мы сегодня и поговорим.
Проклятые папой
    Согласно статистике, самыми опасными, вечно балансирующими на лезвии нашего бытия, всегда были (и остаются) фильмы ужасов и картины, посвящённые ниспровержению божественного в человеке. Если к первой категории советский кинематограф относился сугубо отрицательно, то последнюю, в силу своей атеистической направленности, активно приветствовал. Так, в 1959 году, на экраны СССР и стран восточного блока, вышел фильм режиссёра Виктора Ивченко «Иванна». Уже в следующем 1960-м, картина стала одним из лидеров проката текущего года. Лента рассказывала о судьбе девушки – дочери священника (20-летняя актриса Инна Бурдученко), вырвавшейся, как тогда говорили, из «лап религиозных фанатиков» и ставшей бойцом в партизанском отряде (действие происходило во Львове накануне и во время Великой Отечественной войны). За кощунственное очернение христианской веры и её служителей (священники-гестаповцы, осквернение и попрание креста, предательство веры и т.д.) фильм «Иванна» был официально проклят самим папой римским, впрочем также, как и следующая картина с участием Инны Бурдученко «Цветок на камне» (первоначальное название «Так никто не любил»).
    
Фатальные «случайности»
    Последствия не заставили себя ждать. Как и в первом своём фильме, актриса вновь играла роль девушки, борющейся с «религиозными мракобесами». Комсомолка, которую она играла, должна была спасти знамя из горящего барака. Выполняя команду режиссёра, которого не устроили два предшествующих дубля, актриса в третий раз бросилась в горящее строение. По так и не выясненной причине, пламя вдруг изменило направление и словно окутало Бурдученко огненным коконом. Метнувшиеся было к актрисе, дежурные пожарные остановились – горящая декорация внезапно рухнула прямо на исполнительницу главной роли. Огонь кое-как затушили, но актриса через несколько часов скончалась от сильных ожогов. Проклятие картины «Цветок на камне» (реж. А. Слесаренко, С. Параджанов, 1962) воплотилось в череду печальных «случайностей» – сразу после съёмок под колёсами троллейбуса погиб сын художника-постановщика, при загадочных обстоятельствах умерла жена оператора, от неизвестной болезни скоропостижно скончалась дочь автора сценария, один за другим в короткий срок ушли из жизни ещё семь человек. В конечном итоге советские кино-чиновники, во избежание разного рода домыслов и слухов, решили оба проклятых фильма попросту изъять из проката.
    
Зловещий персонаж
    Попытки реанимировать, воскресить методом кино или театра образы могущественных, порой зловещих и кровавых фигур русской истории, оборачивались для актёров и режиссёров, как правило, в подавляющем большинстве случаев, сугубо отрицательными последствиями. Особо дурной репутацией слывёт царь Иван Грозный. Ещё в 1945 году знаменитый актёр Н. П. Хмелев внезапно умер на сцене МХАТа в гриме и костюме Грозного. В этот же день попадает в страшную аварию актёр Николай Черкасов, только что завершивший съёмки во второй, особо жестокой серии фильма «Иван Грозный». Актёр чудом остался жив, но… трагедия настигает режиссёра картины Сергея Эйзенштейна: не закончив работу над третьей серией своего эпоса, он умирает от инфаркта.
    В 1992 году роль Ивана Грозного, в фильме «Ермак», стала последней для Евгения Евстигнеева. Актёру оставалось сняться всего в двух эпизодах, и он решил поехать в Лондон, чтобы сделать операцию на сердце. Состояние Евстигнеева было стабильным. Но буквально за несколько минут до операции ему вдруг стало плохо. Борьба за жизнь российского актёра продолжалась более четырёх часов, но спасти его так и не удалось. Кстати, сериал «Ермак» (реж. В.Усков и В.Краснопольский) держит своеобразное печальное первенство – он унёс жизни 18 членов съёмочной группы проекта.
    Трагической оказалась роль Ивана Грозного и для Олега Борисова. Он умер вскоре после того, как сыграл этого поистине проклятого царя в картине режиссёра Алексея Салтыкова «Гроза над Русью». Любопытный факт – за Салтыковым тянется дурная слава, ни один его фильм не обошёлся без трагедий, или тяжёлых травм. Был тяжело ранен, но к счастью благодаря нескольким операциям остался жив актёр Владимир Литвинов – во время съёмок фильма «За всё заплачено» его буквально проткнула антенна бронетранспортёра. К слову, картину «Директор», унёсшую жизнь Евгения Урбанского, снимал тоже Салтыков…
    
«Шутки» Воланда
    Угрюмым особняком в отечественном кино стоит особо меченный тёмными силами фильм и знаменитый одноименный литературный первоисточник «Мастер и Маргарита». Он является безусловным рекордсменом по «сбору душ», начиная с театральных постановок и заканчивая последней на сей день экранизацией Владимира Бортко. Виктор Авилов играл в театре Воланда с двумя нательными крестами. Но на гастролях в Германии у него дважды останавливалось сердце. Роль дьявола стала для актёра последней: летом 2005 года он скончался от рака. Роман Булгакова мечтали экранизировать Тарковский, Данелия, Рязанов и Ролан Быков... Попытка удалась Юрию Каре. Удалась, правда, весьма и весьма относительно. Многие участники съёмочной группы вскоре умерли. У сыгравшей Маргариту Анастасии Вертинской с тех пор нет главных ролей.
    Валентин Гафт (Воланд) после съёмок серьёзно заболел. Неприятности преследовали и самого режиссёра Юрия Кары. Когда он поехал на встречу с оператором на новенькой «Волге», у автомобиля ни с того ни с сего вдребезги полетела коробка передач! Авария произошла на Садовом кольце, прямо напротив дома Булгакова. А в последние два месяца съёмок у режиссёра разболелись почки. Известно, что Михаил Булгаков умер от почечной недостаточности... Экранное воплощение «Мастера...» Владимиром Бортко, естественно, также не обошлось без мистических «сюрпризов». Несмотря на то, что режиссёр в самом начале съёмок пригласил на площадку батюшку, освятившего проект, многие актёры из суеверия отказались от участия в фильме. Александру Калягину была предложена роль Берлиоза. Он согласился. Но у него случился инфаркт. Когда пролечился и собрался вернуться к роли, попал в больницу с повторным инфарктом. Во время съёмок ураганом едва не унесло Сергея Безрукова (Иешуа), распятого на кресте. А Олег Басилашвили (Воланд) потерял голос прямо на съёмках. Врачи поставили ему диагноз – кровоизлияние голосовых связок.
    
Прикосновение к инферно
    Вниманием нечистого был отмечен и остросюжетный мистический детектив Альберта Мкртчяна «Прикосновение» (1992). Главный герой фильма, следователь Андрей Крутицкий, расследуя случаи самоубийств, пришёл к выводу, что людей уничтожали демонические сущности и вступил с ними в смертельную борьбу. Во время съёмок «Прикосновения», особенно в интерьере, начали возникать странные сквозняки ледяного ветра, идущие из каких-то невидимых точек в воздухе на разной высоте. Постоянно перегорали лампы в осветительных приборах – выключали исправные – при последующем включении уже не горели, хотя внешне были абсолютно целыми. Оператор жаловался, что при съёмке крупных планов объектов, связанных по сюжету фильма с демонами, в объектив камеры попадали чьи-то тени.
    Вскоре после премьеры «Прикосновения» режиссёр попал на больничную койку от болезни, к которой никогда не был предрасположен. Мистический детектив стал последней крупной работой Мкртчяна в кино.
    
«Чёрное» в «Лабиринте»
    История, как известно, учит, что ничему не учит. Увы, ваш покорный слуга, автор этих строк лишний раз подтвердил на личном опыте сие утверждение. Будучи в недалёком прошлом автором и ведущим популярной на читинском областном телевидении, развлекательной программы «Музыкальный лабиринт», пришлось как-то мне снимать эпизод о «металлических» рок-группах, использующих в своём творчестве «сатанинскую» тематику. Компьютерщики создали виртуальный интерьер, где «потолком» и «полом» служили каббалистические символы – звёзды белого цвета. Встал я на такой символ и любуюсь на всю эту мистическую экзотику по монитору. Режиссёр вдруг принялся кричать из аппаратной, по «громкой связи», что «картинка» с ведущим (то есть мною) начинает странно «плыть». На мониторах в павильоне всё в порядке. Поправили свет, камеры – вновь то же самое. Бились над этим странным явлением около двух часов. Сделали небольшой перерыв. Компьютерщики поменяли цвет каббалистических звёзд с белых на чёрные. Картинка стала стабильнее. По ходу сюжета – пародируя плакат рок группы исполняющей трэш-металл, «Anthrax» – видеоспецэффектом мне «оторвали» голову и «вручили» её человекообразному монстру с голым черепом. Чудовище, стоя на «каббале» «держало» мою многострадальную верхнюю часть тела за шевелюру и смеялось. Режиссёр, довольный получившейся необычной картинкой, лишь обратил внимание на тянущиеся время от времени «нити», идущие от чёрных звёзд к голове ведущего, но счёл их, как потом сказал, за обычные электронные помехи – «тянучки». Съёмочная команда «Лабиринта» весело хохотала, глядя на получившийся спецэффект – что ни говори, для ЧГТРК это было жутко экзотично. Поначалу мне тоже было весьма забавно. А спустя сутки начались такие головные боли, что пришлось срочно обращаться за помощью к медикам, а режиссёр в это же время слёг с высокой температурой. Совпадение это было или нет, но после этих творческих экспериментов и последующих «эффектов» шутить с потусторонним как-то не хотелось. Кстати, причины головных болей (они так же внезапно, спустя дня три, закончились) врачи так толком и не объяснили...
    Что ж, подводя финальную черту под нашим разговором о киноигрищах с потусторонними силами, о фильмах и ролях, отмеченных тёмным перстом Судьбы, а то и дланью самого князя тьмы, мне остаётся лишь добавить – не буди лихо, пока оно тихо. В общем, тьфу-тьфу-тьфу и чур меня (и всех вас тоже)!
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования