Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
Возвращаясь к публикации
    Чем помочь фермеру?
    Угроза уничтожения водозабора реальна
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    В изоляции
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
    Фермеров давят
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
    Не видим свет в конце тоннеля
АКТУАЛЬНО
    Маленькие детки – большие бедки
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    Секрет счастливой жизни
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Выбор по-арсентьевски
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Развод по правилам
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    От слесаря до машиниста
1941-1945
    «…Мы коней подымали в поход!»
ТелеМАНИЯ
    Большой Голливуд на пороге катастрофы
ОТКРОВЕННО О ЛИЧНОМ
    Брат за брата
    Синдром «Устала от всего»
ИСТОРИИ ИЗ КОНВЕРТА
    Каблук – вещь коварная
ВЫХОД В СВЕТ
    Спорт как средство от жары
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Литературная гостинная
ФАЗЕНДА
    Лето, фрукты, зелень, лёгкость!
    Секреты выращивания гладиолусов
Выпуск № 26 от 04.07.2017 г.
Большой Голливуд на пороге катастрофы
Серьёзных, «продвинутых» любителей кино раздражает обилие сиквелов и всё меньшее количество оригинальных картин. Судите сами: «Обитель зла 6: Последняя глава», «Другой мир 5: Следующее поколение», «Три Икса 3: Мировое господство», «На пятьдесят оттенков темнее», «Форсаж 8», «Стражи галактики 2», «Чужой: Завет («Прометей 2»)», «Пираты Карибского моря 5: Мертвецы не рассказывают сказки», «Трансформеры 5» ...И это даже не все сиквелы первой половины 2017 года. Во втором полугодии: «Тор 2: Рагнарёк», «Kingsman: Секретная служба 2», «Бегущий по лезвию 2», «Пила 8: Наследие», «Война миров Z 2», «Джуманджи 2», «Звёздные войны. Эпизод VIII»...
    В будущих 2018–19 годах: «Годзилла 2», «Тихоокеанский рубеж 2», «Мир юрского периода 2», «Чужой 5», «Индиана Джонс 5», «Люди в чёрном 4», «Район №10», «Терминатор: Генезис 2», «Адреналин 3», «Крепкий орешек 6», «Час пик 4», «Рэмбо 5: Последняя кровь», «Город грехов 3», «Звёздные войны. Эпизод IX»... И ещё масса всяческих продолжений и перезапусков кассовых франшиз. С каждым годом Голливуд выпускает всё более дорогие блокбастеры. Суммы, затраченные на производство «сверхзрелищных» картин, да ещё в «объёме» 3D, а также в IMAX-формате, в 100, 200, 250 миллионов долларов и выше, уже никого не удивляют. Компьютерные спецэффекты становятся всё изощрённее. Доходы киномагнатов – всё больше. За один только прошлый год сумма превысила 15 миллиардов долларов (включая наши, забайкальские, рубли)! Казалось вот он – невероятный расцвет Голливуда! Однако... 
    Сегодня, в преддверии очередной премьеры (13 июля) очередного «продолжения» – блокбастера режиссёра Мэтта Ривза «Планета обезьян: Война» (является третьей частью перезапуска пенталогии (пяти) картин 1968–73 гг.), мы попытаемся разобраться в этой ситуации.
    
Страшный прогноз

    «Здесь хаос, полная неразбериха», – так описывает происходящее в «изнанке» Голливуда известный создатель великой киносаги «Звёздные войны» Джордж Лукас. 
    «Будет страшный обвал» – вторит ему живая легенда Голливуда, его самый успешный режиссёр Стивен Спилберг (цикл «Индиана Джонс», «Война миров», «Спасти рядового Райана», «Юрский парк», «Список Шиндлера», «Инопланетянин», «Челюсти»). 
    Мрачный, апокалиптический прогноз Лукаса и Спилберга кажется неожиданным, и всё же стоит прислушаться. Эти киномастера и магнаты видят происходящее изнутри.
    
Главная причина

    По мнению Спилберга, фундаментальная причина грядущих перемен в киноиндустрии – возросшая конкуренция с развлечениями, которые стали популярны лишь относительно недавно. Вместо того, чтобы направиться в кинотеатр или купить фильм на диске, потенциальные зрители тратят время на компьютерные игры, сидят в интернете, там же смотрят в «онлайне» кино и то, что ежесекундно появляется в Youtube, или просто болтают в социальных сетях.
    
Игроки

    Согласно данным статистики, владельцы игровых приставок с трёхлетним стажем на 50% реже ходят в кино и на 47% реже смотрят телевизор. Неудивительно, что игровая индустрия переросла Голливуд.
    
Билеты и сборы

    Здесь цифры говорят сами за себя. Растущие кассовые сборы – лишь половина истории. Другая половина – количество проданных билетов, из которых составлены эти сборы. Оно достигло пика в 2002 году и с тех пор неуклонно падает. В прошлом году этот показатель дотянул лишь до уровня середины девяностых – «всего» 1,3 миллиарда штук. 
    
Почему кассовые сборы растут, а не падают? 

    Во-первых, США стали выпускать больше фильмов. Если в 1980–90-е годы количество фильмов колебалось между четырьмя и пятью сотнями (примерно как и в СССР), то в 2007-м количество превысило 600, а в 2012-м появилась рекордная цифра – в прокат вышло 660 картин.
    Во-вторых, билеты существенно подорожали. Цена билета на «Индиану Джонса», вышедшего 36 лет назад, была ниже трёх долларов. «Парк юрского периода» в 1993 году можно было посмотреть за 4,14 доллара. К тому времени, когда вышла «Матрица», средняя цена билетов перевалила за пять долларов, а билет на прошлогодний «Варкрафт» (в обычном, не IMAX, формате) стоил уже от восьми до 12 долларов (то есть от 477 до 715 рублей). 
    Теперь понятна одержимость, с которой Голливуд агрессивно продолжает насаждать формат 3D и пытается дополнительно завлечь публику продвинутым зрелищным гигантским форматом IMAX. Даже если трёхмерность и «гигантизм» не вернут в кинотеатры ушедшую публику, они, по крайней мере, позволяют продавать билеты втридорога, не вызывая при этом слишком больших протестов и недовольства.
    
Закат диска

    Кассовые сборы – далеко не единственный источник прибыли киноиндустрии. С середины 1990-х доходы Голливуда бурно росли за счёт выручки, которае шла с продаж копий фильмов на DVD-дисках, что составляло примерно 50% от прибыли, вырученной за прокат картины в кинотеатрах. Теперь этот денежный источник стремительно иссякает.
    «Золотой век» DVD завершился ещё в 2005 году. Сегодня продажа DVD-дисков в России стремительно падает, а в США просто катастрофически: за 2010 год продажи дисков сократились на целых 40%. В 2011 году падение составило ещё 20%, в 2016-м продажи упали до 80%! DVD больше никому не нужны. В той же Америке разорилось свыше девяти тысяч крупнейших точек проката «Blockbuster».
    
«Мёртвый» Blu-Ray

    Несколько лет назад кинокомпании возлагали свои надежды на революционные диски формата Blu-Ray, обладающие сверхчётким изображением и таким же звуком, но надежды оказались пустыми. Популярность Blu-Ray так и не стала массовой. Этот формат по-прежнему не приносит и, скорее всего, никогда не будет приносить тех денег, которые давали DVD. Главная причина – дороговизна. К примеру, в Чите диск формата Blu-Ray стоит порядка 400 рублей – против 180 обычного DVD. На сегодняшний день их почти нет в продаже. В США стоимость «синего диска» вообще зашкаливает: в рублях – порядка пяти-шести тысяч! «Революционный» формат оказался мёртворождённым.
    
Мировой шабаш сиквела и ремейка

    Чтобы уменьшить неопределённость, кинокомпании стали активно избегать непроверенных, пусть оригинальных, свежих и, возможно, гениальных сюжетов. Они стали отказываться от незнакомых зрителю новых актёров и режиссёров. Гораздо надёжнее запустить в производство очередной сиквел-продолжение или ремейк (переснять успешный в прошлом фильм) со звёздами в главных ролях. Кассовые сборы будет надёжнее предсказывать. 
    Теперь легко понять, почему с каждым годом кино становится всё более «сериальным». Сегодня любую ленту студии, прежде всего, Голливуда, норовят превратить во «франшизу», позволяющую добавить к ней хотя бы четыре-пять продолжений. Успех первой части практически гарантирует, что продолжения хотя бы окупят себя. Ситуация с «продолжениями» уже подходит к «критическому уровню» – ещё немного, и зритель взбунтуется против бесконечных сиквелов-штампов.
    
«Алчность» бюджета

    Другая причина грядущего краха зрелищного кино – разбухание бюджетов. В течение последних нескольких недель на экраны вышло больше фильмов с бюджетом, превышающим 150–200 миллионов долларов, чем за все 1980-е и 1990-е годы, вместе взятые, даже с учётом инфляции. Яркий пример: бюджет «Хоббита» оценивался в 250 миллионов долларов, тогда как первая часть более знаменитого «Властелина колец», снятая тем же режиссёром П. Джексоном чуть больше десяти лет назад, стоила «всего» 98 миллионов долларов.
    Голливудская расточительность имеет прагматичное объяснение. Парадокс – фильму, на съёмки которого потрачено 200 миллионов долларов (и ещё столько же – на дальнейшее проталкивание в прокат), проще привлечь к себе внимание и окупиться, чем фильму с более скромным бюджетом.
    
«Ядерная» катастрофа Голливуда

    Именно так, по мнению Спилберга, всё и закончится. Фатально и... страшно. Сначала провалится один 300-миллионодолларовый мегаблокбастер, затем другой. Два-три таких кассовых провала – и убытки начнут измеряться миллиардами! Киноиндустрия этого не переживёт – по крайней мере, в своём нынешнем виде. 
    «Всё рухнет, когда три-четыре или, может, даже полдюжины фильмов с такими мегабюджетами потерпят провал, – говорит Спилберг. – И после этого концепция современного большого кино снова изменится». Кино не исчезнет, но оно перестанет быть общедоступным массовым развлечением. 
    
Зрелище для элиты

    Большинство кинотеатров закроется, а выжившие станут дорогими и роскошными заведениями. Посещение такого кинотеатра будет напоминать поход в театр, на концерт или стадион, и цена поднимется до соответствующего уровня. Билет будет стоить 50–100, а то и 150 долларов. Фильмов станет меньше, а упор на зрелищность – куда сильнее, чем сегодня, но зато их будут прокатывать месяцами, а не две-три недели, как сейчас. 
    
Пристанище беженцев Голливуда

    Те, кто остаётся за бортом обвалившейся киноиндустрии, найдут применение своим талантам в других местах. Лукас считает, что потенциал компьютерных игр пока не раскрыт до конца, но главным пристанищем беженцев из Голливуда, скорее всего, станет не игровая индустрия, а телевидение. «Но это не будет эфирное или кабельное телевидение, -– говорит Лукас. – Это будет «чистое», «абсолютное» интернет-телевидение». 
    Сбудутся или нет апокалипсические прогнозы великих мэтров Голливуда, покажет время. Их дело – предупредить. Наше, зрительское дело, – приготовиться…

    Сергей БАЛАХНИН, фотоколлаж автора
Яндекс цитирования