Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    «Точки роста» и «точки кипения»
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Известия революционной недели
И Я ТАМ БЫЛ...
    Дух кочевников
НАШИ ЛЮДИ
    Они б и в космос полетели
СИТУАЦИЯ
    У верблюда два горба,
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    «Дорогие товарищи! Граждане 2017 года…»
ТелеМАНИЯ
    Приключения «дьяволят» на диком «Исте»
ЗНАЙ НАШИХ!
    «Я хочу быть с тобой!»
ПО ЗОВУ ДУШИ
    «Встречи путешественников»
ВЫХОД В СВЕТ
    Становись в хоровод, народ!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
    Кадры всякие нужны
ФАЗЕНДА
    Ай да булочки!
Выпуск № 44 от 07.11.2017 г.
Столетие Великой Октябрьской революции – грандиозной вехи в истории человечества, породившей величайшую сверхдержаву могучих людей Серпа и Молота – СССР. И – великий кинематограф. Невиданный старому капиталистическому киномиру. Удивительный, такой разный с самого своего рождения – от драм, исторических картин, комедий до космической фантастики и даже… впрочем, не буду забегать вперёд.

Приключения «дьяволят» на диком «Исте»
…Защитники родной деревни, затерянной в прериях. Трое совсем юных, безрассудно смелых ковбоев против банды и её свирепого главаря. Опасные приключения, безумные скачки, перестрелки. А где-то рядом разыскивает преступников отважный шериф и его команда крутых парней...
    «Что это? Сюжет лихо закрученного вестерна?» – предположит иной зритель. И он будет прав, с той лишь оговоркой, что действие этого вестерна происходит не на диком «Весте» (Западе), а на диком «Исте» (Востоке) начала 1920-х годов XX века. Прерии – украинские степи, бандиты – белогвардейцы, махновцы во главе с самим батькой, шериф – комдив, товарищ Будённый и его кавалеристы-красногвардейцы. И наконец, главные герои – бесстрашные ковбои – двое деревенских подростков и циркач-бродяга, их сверстник, известные в миру как «красные дьяволята».
    Легенда отечественного кинематографа, великий «прототип» не менее легендарных «Неуловимых мстителей», культовая лента для миллионов фанатов среди зрителей самого старшего поколения, первый и небывало успешный, как его затем назовут, «вестерн по-советски», картина режиссёра Ивана Перестиани «Красные дьяволята» вышла на экраны в далёком 1923 году.
    
Теплушка, обёртка и «красные ковбои»

    А началась история юных воинов – «красных ковбоев» – ещё раньше, в 1921-м, и не в уютной квартире солидного сценариста, а в старом вагоне-теплушке, когда на территории молодой Советской республики ещё бушевала Гражданская война. Ехал в этом вагоне из Костромы в Баку председатель губревкома, 34-летний Павел Бляхин. В столицу Азербайджана он был направлен для партийной работы. Дорога была длинной (больше месяца), и «красный» начальник Бляхин, взяв огрызок карандаша, чтобы скоротать время для себя и сопровождавшего его сынишки-подростка, принялся писать на обрывках обёрточной бумаги своё первое литературное произведение. Написанное тут же читал сыну. Сюжет, хотя и был основан на российской (советской) «боевой» действительности, удивительно напоминал американские фильмы-вестерны, которых, кстати сказать, Бляхин отродясь не видел.
    
Против Чёрного Шакала и Голубой Лисицы

    В небольшом посёлке у станции живут с отцом-железнодорожником двое подростков, Миша и Дуняша. Но в жизнь тихого семейства внезапно врывается Гражданская война. На посёлок нападает отряд Махно и учиняет массовый погром. Погибает от вражеской пули отец подростков. До войны ребята зачитывались «индейскими» произведениями Фенимора Купера, Майна Рида, повестью Войнич «Овод». Избрав себе мужественные прозвища героев любимых книг (Мишка назвался Следопытом, Дуняша – Оводом), мстители встают на защиту родного селения и выходят на «тропу войны» с махновскими бандами и их главарём, а затем пытаются пробраться в конармию Будённого. Войну они воспринимают как борьбу на диком американском Западе за мир и справедливость.
    Красноармейцев они называли краснокожими воинами, белогвардейцев – бледнолицыми собаками. Генерал Врангель получил кличку Чёрного Шакала, бандита Махно окрестили именем злого и коварного индейца-апача – Голубой Лисицы. Командарм Будённый носил у них имя храброго предводителя одного из индейских племен – Красного Оленя и т.п. А Ленина… иначе и не называли, как Великий Вождь краснокожих воинов!
    Добравшись до Будённого и вступив в его армию, «красные дьяволята» знакомятся с молодым красноармейцем Ю-ю, китайцем, бывшим акробатом, становятся разведчиками, устраивают захватывающие разборки с бандитами и проникают в штаб самой Голубой Лисицы – батьки Махно...
    
«Красно-дьявольский» бестселлер и Перестиани

    Доехав до Баку, Бляхин отправился в тамошний крайком комсомола, чтобы показать свою повесть на предмет публикации. Написанное так понравились вожакам местного комсомола, что на следующий год вышло отдельной книгой под названием «Красные дьяволята». Произведение стало в считанные недели, как сейчас бы сказали, бестселлером. А сюжеты настоящих бестселлеров, как известно, сами просятся на экран. В январе 1923 года Бляхин отправился в соседнюю республику, в Тбилиси, где имелись творческие силы для постановки фильма.
    Писателя тепло встретили в тресте АО «Госкинопром Грузии» (будущая студия «Грузия-фильм») и посоветовали показать книгу Ивану Перестиани, актёру и опытному режиссёру, автору известных историко-революционных фильмов-драм «Сурамская крепость», «Человек человеку – волк». Бляхин пришёл к режиссёру прямо домой и вручил книгу – читайте! Перестиани без особого энтузиазма прочёл страницу, другую и... ушёл с головой в приключения «дьяволят». Написанное так понравилось, что режиссёр тут же перечитал книгу ещё раз и загорелся как можно скорей перевести повесть на плёнку.
    На следующий день Перестиани был уже на Тбилисской киностудии и с восторгом пересказал руководству сюжет будущего фильма. Однако пыл творца остудили: несмотря на замечательный литературный первоисточник, для картины с рабочим названием «Красные дьяволята» требовались значительные материальные и технические расходы.
    Студия не имела ни декораций, ни бутафории, а из аппаратуры был только один старый съёмочный киноаппарат! Но у советских кинематографистов 1920-х годов было то, что утеряли московские киноделатели XXI века – подлинный энтузиазм. Он был так велик, что режиссёр и не подумал сдаваться. Перестиани предложил обратиться за помощью к Закавказскому крайкому комсомола: мол, тот не посмеет проигнорировать просьбу спонсировать фильм про героические подвиги «дьяволят».
    Не дожидаясь ответа от комсомольцев, режиссёр в феврале 1923 года взялся на пару с Бляхиным за киноверсию книги. Сценарий не слишком отходил от сюжета первоисточника и был таким же динамичным, наполненным массой приключений: здесь и нападение на возвращающегося с базара жадного спекулянта, и жестокие рукопашные бои с превосходящими силами махновцев, и дерзкое разоружение целого отряда бандитов.
    Поскольку фильм задумывался как двухсерийный, во второй части «дьяволята» проникают в логово коварного апача Голубой Лисицы – самого батьки Махно. Вопреки исторической истине, захватывают его в плен, прячут в мешок и в таком виде доставляют в штаб Будённого.
    Расхождение сцены пленения Махно с реальным историческим фактом (Нестор Махно 6 июля 1934 года в возрасте 45 лет умер в парижской больнице от костного туберкулёза) объяснялось тем, что авторы фильма хотели в «полусказочной» (по выражению писателя П. Бляхина) форме показать, какие чудеса героизма совершали советские люди в годы Гражданской войны и каким позорным крахом закончились попытки Махно и ему подобных восстать против народной власти...
    
«Дьявольский» кастинг

    В середине марта сценарий был готов. И хотя «продюсеры» – комсомольцы из Закавказского крайкома – всё ещё обдумывали предложение Перестиани, он сколотил съёмочную группу и занялся подбором актёров на главные роли. Учитывая, какие трюки придётся делать юным актёрам по ходу съёмок (прыжки с вагона на вагон мчащегося поезда, прыжки со скалы на большой высоте в море, переход через пропасть по канату, скачки на лошадях и т.д.), задача усложнялась. Ни один из тех, кого режиссёр снимал прежде, на эти роли не подходил – все они были староваты для роли подростков, да и выполнять рискованные трюки вряд ли захотели бы. Каскадёрами бедная студия тоже не располагала.
    Разрешить эту проблему помог случай. Чтобы хоть как-то отвлечься на время от проблемы, Перестиани с женой однажды отправились в цирк, который, надо заметить, очень любили. В тот вечер представление открывали бравые джигиты на лошадях. Один выделялся особо – совсем мальчишка. Он делал сальто, стоя верхом на бешено несущейся лошади, стоял на руках, скакал вниз головой под её брюхом и т.д. Во второй половине представления смешил публику уморительный клоун Пач-Пач. Потом оказалось, что джигит-сорвиголова и клоун – один и тот же человек, молодой артист Паша Есиковский. В этот вечер у публики, кроме Есиковского, пользовались популярностью проволочные эквилибристки сёстры Жозеффи и негритянский боксёр Кадар Бен-Салим по прозвищу Том Джексон.
    В антракте режиссёр с женой вышли в фойе, и она внезапно сказала: «Ваня, знаешь, Павлик Есиковский в фильме вполне сошёл бы за Мишку-Следопыта, а София Жозеффи могла бы выполнить все трюки за девочку, что в повести. И даже, наверное, сняться в роли Дуняши-Овода...»
    Перестиани только рассмеялся в ответ и отмахнулся: «Ерунду говоришь, глупая женщина...» Супруга не сдалась и всю дорогу после представления «пилила» мужа, что она права. Режиссёр начал сомневаться, а придя домой, поддержал идею.
    На следующий день Перестиани велел своему помощнику привести на студию 18-летнюю Соню Жозеффи (настоящая фамилия Липкина) и Пашу Есиковского. Поначалу сильно удивлённые и смущённые, узнав, что им предлагают сняться в необычном приключенческом фильме с массой трюков, они с радостью дали согласие.
    Оставалось найти третьего «дьяволёнка» – китайца. Отыскать юного представителя Поднебесной на территории Грузии 1922 года оказалось задачей не из лёгких...
    Мандат от продюсеров. «Дьяволята» со звуком? «...Гляжу, а на дороге чёрный мертвец стоять... И тишина...» Опасные съёмки над бездной. «Дьяволёнок», аргентинское танго и хук слева. Триумф «красного вестерна» и угрозы от махновцев. Проклятье сиквелов.
    Продолжение – в следующей «Телемании».

    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования