Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    «Полярная»: всё идёт по плану?
АКТУАЛЬНО
    «Меркурием» – по фальшивому творогу
МЫСЛИ ВСЛУХ
    Без деревни мы – сироты
И Я ТАМ БЫЛ...
    За пять дней до лета
НАШИ ЛЮДИ
    Династии шагают по планете
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    Дом, где живут родители
СИТУАЦИЯ
    Кыринский. Избирком. Безобразие
БЛАГОДАРНОСТЬ
    «Я знала Маресьева лично…»
ГОРЯЧАЯ ПОРА
    Служить России
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Кинофест: история, приключения, гонки и призы. Часть 1
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Какой Кокуй?
    Сплелись берёзка с сакурой
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Как мы открывали карася
ВЫХОД В СВЕТ
    За окном – лето!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    Экзамен каждый день
    Петросилиева трава
Выпуск № 22 от 29.05.2018 г.
Кинофест: история, приключения, гонки и призы. Часть 1
28 декабря 1895 года в Париже стартовала гонка, она длится и по сей день… Её «виновники» – французы братья Люмьер – представили миру своё детище – кинематограф и дали отмашку. Служители нового искусства – сценаристы, операторы, режиссёры, актёры – рванули наперегонки: чей фильм интересней, красивей, необычней? Этот спор грозил затянуться навечно, если бы не кинофестивали.
    История появления самых известных кинофорумов мира, а так же их наград довольно необычна. В преддверии VII Забайкальского международного кинофестиваля самое время поговорить об этих интересных и даже удивительных событиях. Итак...
    
Вначале был... дуче!

    Самый первый в мире международный кинофестиваль состоялся в Венеции, на острове Лидо, в 1932 году. Ещё в начале 1930-х годов большой любитель кино, дуче, был крайне озабочен отъездом из страны творческой интеллигенции и возрастающей «киноагрессией» Голливуда. Муссолини поручил Антони Мариани – генеральному директору Венецианского фестиваля искусств, который начал проводится в Италии ещё с XIX века, разработать такую программу, в которую помимо художников, театралов и музыкантов был бы включен международный конкурс достижений в области кино.
    В первом в истории кинематографа кинофестивале приняло участие девять стран, они представили на конкурс 29 полнометражных и 14 короткометражных фильмов, главным образом из Франции, Германии, СССР и США. Светский фильм «Путёвка в жизнь» был включён в список лучших. Самим итальянцам не удалось здесь завоевать ни одной награды, и учредители фестиваля так сильно расстроились, что «позабыли» даже вручить главный приз – «Кубок Муссолини».
    Но первый европейский кинофорум всё же привлёк к себе широкое внимание, и следующий фестиваль в 1934 году был уже более представительным: в нём участвовали 17 стран и 40 полнометражных фильмов. Тогда «Кубок Муссолини» был вручен СССР за лучшую представленную программу, в которую входили фильмы «Весёлые ребята», «Гроза», «Новый Гулливер» и т.д.
    
Новый порядок и первый скандал

    В последующие годы Венецианский кинофестиваль старался сохранить хотя бы внешнюю демократичность, и потому пышные торжества вызывали симпатии к режиму Бенито Муссолини у многих простых любителей кино. Венеция «подкупала» демократическую общественность, вручая награды и британским, и американским, и советским фильмам. Однако с укреплением фашистской Германии, ближайшего союзника Италии, фестиваль стал постепенно превращаться в навязчивую пропаганду нового порядка. Если иногда награды и вручали кинофильмам демократических стран, то «Кубок» доставался только итальянским и германским лентам.
    В 1938 году разразился скандал: жюри кинофестиваля под давлением германской делегации буквально в последнюю минуту изменило своё решение, и главный приз был разделён между итальянской лентой «Лётчик Лючано Серра» и немецким фильмом «Олимпия», хотя в кулуарах говорили, что награду должны были получить американцы. Первая лента был ниже всякой критики, а немецкая – масштабный художественно-документальный рассказ об Олимпиаде, проходившей в 1936 году в Берлине, – вызывала у многих откровенное раздражение пропагандой нацизма. Кроме того, скандал усугубился и из-за Лени Рифеншталь, режиссёра «Олимпии», любимицы Гитлера.
    Англичане и американцы официально заявили, что больше не будут принимать участия в Венецианском кинофестивале. Прорвалось наружу и недовольство делегаций демократических стран. Фестивальное движение зашло в тупик. Вскоре началась Вторая мировая война, и, естественно, в это время фестиваль не проводился.
    
Лев из Кубка

    Возродился кинофестиваль в 1951 году. Сменился и главный приз – место вычурного Кубка Муссолини занял изящный «Золотой лев святого Марка», который приобрёл статус одного из самый престижных кинонаград мира. Первым его получил японец Акиро Куросава за картину «Расёмон». Советское кино также регулярно получало награды Венеции. «Садко» А. Птушко и чеховская «Попрыгунья» С. Самсонова получили «Серебряных львов», а в 1962 году киномир узнал Андрея Тарковского, получившего «Золотого льва» за «Иваново детство»... В 2008 году «Серебряного льва» получил Алексей Герман (младший) за фильм «Бумажный солдат».
    
За дело берётся тов. Сталин

    Но ещё в середине 30-х первому в мире кинофоруму в Венеции, единственному и неповторимому, пришлось «потесниться». Личным распоряжением главного кинолюбителя СССР И.В. Сталина с 21 февраля по 1 марта 1935 года был проведён Советский кинофестиваль в Москве. Помимо отечественных кинематографистов в его конкурсе приняли участие авторы из Франции, Италии, Англии, Швеции, Чехословакии, США, Польши, Норвегии и Ирана. Возглавлял жюри Сергей Эйзенштейн.
    Главный приз (премия) – «Серебряный кубок» – был вручён кинокартине «Чапаев». Малого «Серебряного кубка» был удостоен француз Рене Клер за фильм «Последний миллиардер». Ещё один малый «Серебряный» получил легендарный король анимации Уолт Дисней за мультфильмы.
    Советские зрители были в восторге от праздника, но дальнейшему развитию кинофестивального движения в СССР, как и в Венеции, помешала война.
    Один из крупнейших кинофорумов мира – Московский международный кинофестиваль (ММКФ) – возродился в 1959 году. О его растущем престиже говорило участие в конкурсной программе сразу 25 стран! С 1989 года главным призом фестиваля является золотая статуэтка «Святой Георгий».
    
Рождённый конфликтом

    «Не было бы счастья, да несчастье помогло», – гласит пословица. Яркой иллюстрацией народной мудрости стала история появления самого, пожалуй, легендарного кинофестиваля в мире – в Каннах. Знаменитый кинофорум появился благодаря... скандалу! Тому самому, вышеупомянутому, в Венеции 1938 года. Найти выход из «фестивального тупика» смог лишь один человек – французский дипломат Филипп Эрланже, член жюри и учёный-историк. Он твёрдо верил, что надвигающейся войне может противостоять культура, и решил, что в противовес германо-итальянскому нужно учредить контрфестиваль во Франции. Положительному решению вопроса способствовал немецкий фюрер, когда весной 1939 года гитлеровские войска оккупировали Прагу.
    
Почему Канны?

    Для проведения кинофестиваля были предложены два города – Биарриц и Канны (хотя более правильное название – Канн). Выбор пал на последний. В июне 1939 года французы сделали официальное заявление, что Канны полностью готовы к приёму гостей и фильмов. Открытие намечалось на 12 сентября 1939 года, но позже эту дату перенесли на первое число.
    
Провал, ещё провал…

    Несмотря на титанические усилия Эрланже, первый фестиваль в Канне не удался, так как в нём приняли участие всего пять стран – Франция, США, Англия, Бельгия и СССР, а фильм, представленный Чехословакией, по сути, был французской продукцией. Высшую награду – «Кубок Люмьера» – победителю должен был вручать сам «отец кинематографа» Луи Люмьер – почётный председатель кинофестиваля. Но 1 сентября полыхнула Вторая мировая, и Европе стало не до кино.
    Но и после 1945 года Каннскому фестивалю не было суждено открыться по весьма банальной причине – в городе невозможно было найти подходящее помещение, так как почти всё муниципальное имущество реквизировал генеральный штаб американской оккупационной армии!
    Тогда решено было провести кинофестиваль в 1946 году, когда американцы покинут территорию Франции. Но в тот год пришлось ещё труднее: во-первых, продолжалось американское военное присутствие, а во-вторых, роскошный в прошлом курорт на тот момент представлял довольно убогое зрелище: грязные улицы, беспорядок. Даже огромные щиты устанавливали не для рекламы и украшения улиц, а для прикрытия руин.
    Как ни странно, дискредитации Каннского фестиваля способствовала пресса – журналисты злорадствовали по поводу того, что в сентябре 1946 года должен был возобновить свою работу кинофестиваль в Венеции, а итальянцы уже имели заявки и конкурсные программы от девяти стран, в то время как Франция всё ещё оставалась ни с чем.
    Но, несмотря на трудности, город всё же сумел принять более 500 гостей, которые привезли с собой 46 полнометражных и 68 короткометражных фильмов. В одно мгновение покалеченный войной городишко превратился в европейскую киностолицу.
    
Величие Канн

    До 1954 года в качестве главной награды Каннского фестиваля вручался «Гран-при». Приз представлял собой произведение какого-либо современного художника моды (каждый год – новое). В 1954-м совет директоров фестиваля принял решение учредить и особый приз. Его дизайн в виде пальмовой ветви (именно она изображена на гербе Канн) придумал режиссёр Жан Кокто, а изготовил парижский ювелир Сьзанн Лазон. С 1955 года «Золотая пальмовая ветвь» стала один из самых престижных призов мирового кинематографа.
    
Золотая ли она – «Золотая»?

    В отличие от своего конкурента – позолоченного, грубовато исполненного «Оскара» – ветвь представляет собой изящное изделие из 24-каратного золота, вправленное в огранённый кристалл, помещённый в футляр из синего сафьяна. Из советских кинематографистов единственным обладателем этого почётного приза был и остаётся Михаил Калатозов со своей картиной «Летят журавли» (1958).
    Продолжим разговор об истории кинофестивалей в следующей «Телемании».
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования