Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Мы это сделали
    Предупреждён – значит, вооружён
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Работать по закону
    Дожди дождями, а Тореев нет
ЧС
    Большая вода – как большая беда
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Натурпродукт н-н-надо?
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Жизнь научила всему
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    «Оленгуй» звучало гордо
    В краю лам Забайкалья
ТелеМАНИЯ
    «Вратарь» кинореспублики
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Страшная квартира
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Когда идёт наводнение
ПИСЬМО В НОМЕР
    Как рыбу… банками ловили!
ВЫХОД В СВЕТ
    «Кубок лета»
Я - МОЛОДОЙ!
    Модельная жизнь
НАША ГОРДОСТЬ
    Учитель из Хилы
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
Выпуск № 29 от 17.07.2018 г.
«Вратарь» кинореспублики
Совсем недавно отгремел впервые проходивший в России Чемпионат мира по футболу. Пока ещё свежи в памяти жаркие страсти десятков миллионов болельщиков и горячие денёчки футбольных сражений, самое время вспомнить ещё одно событие, ещё одно наше футбольное первенство – кинематографическое. В «Телемании» – самый первый звуковой спортивный и самый футбольный фильм в истории отечественного кино – «Вратарь».
Внимание, перебегаем на 82 года назад и располагаемся на трибунах ленинградского стадиона! Игроки на поле! Свисток! Начали!
    
Страна футбольная

    К середине 1930-х годов в стране началось повальное увлечение спортом, в том числе и футболом. Во время футбольных баталий стадионы страны были заполнены болельщиками до отказа. Увлекались футболом не только простые граждане, но и всесильные члены правительства, включая наркома внутренних дел Н. Ежова, а затем и Лаврентия Берию – тот вообще был футбольным фанатом (яростно болел за клуб «Динамо») и даже играл в юности за одну из грузинских команд.
    В конце весны 1936 года прошёл самый первый Чемпионат СССР по футболу. В Ленинграде в первый день соревнований, 22 мая, местный клуб «Динамо» на одноимённом стадионе сразился с московским «Локомотивом» и выиграл со счётом 3:1. Болельщики сидели и на битком набитых трибунах небольшого стадиона, гроздьями висели на столбах, заборах, мачтах освещения. В том первом, историческом Чемпионате СССР первое место заняла команда московского «Динамо», второе – «Динамо» киевское, третье – московский клуб «Спартак».
    
Два фаната и Идея

    На первом матче Чемпионата среди тысяч болельщиков присутствовал известный писатель Лев Кассиль и режиссёр студии «Ленфильм» Семён Тимошенко, известный в будущем картиной «Небесный тихоход» (1945). Ещё за год до этого события молодой режиссёр задумывался о том, как снять первый в советском кино фильм на спортивную тему. В Европе и США уже были созданы картины на модные тогда темы «элитного» спорта: альпинизма, плаванья, лыж, фигурного катания. Требовалось что-то новое, всенародное, динамичное и... азартное. Футбол!
    К финалу захватывающего исторического футбольного зрелища мая 1936 года у Тимошенко окончательно сформировалась и родилась потрясающая идея...
    
От грузчика до супервратаря

    Вратарь! Вот он – главный герой будущей картины и главный защитник футбольных ворот. Именно вратарь, а не нападающий. Оригинально и свежо. За сценарий (да ещё с элементами комедии) взялись один из самых популярных писателей Лев Кассиль вместе с коллегой Лазарем Юдиным. Интересно, что наброски сценария у Кассиля имелись ещё в конце 1935 года. После первого матча чемпионата всего за пару недель авторы написали полную версию сценария о супервратаре СССР Антоне Кандидове, начавшем футбольную карьеру бригадиром женской колхозной бригады грузчиц арбузов. Минуя по сюжету «тернии» – ссоры с товарищами по команде, с возлюбленной, «звёздную» болезнь и т.д., кульминацией сценария стал международный матч между советской командой и командой иностранной («Чёрные буйволы»).
    Работа Кассиля была с восторгом принята худсоветом «Ленфильма» (там тоже хватало футбольных фанатов) и с названием «Вратарь» была подписана в производство.
    
Футболистов – в актёры

    Режиссёр Тимошенко ещё в период написания сценария уже успел договориться о том, что с актёрами в фильме будут работать и профессиональные футболисты. (И хотя в СССР формально спортивных профессионалов не было – спортсмены официально работали на заводах, фабриках и прочих предприятиях, мы их будем всё же называть именно так.)
    Что касается главной роли – вратаря Антона Кандидова, – то Тимошенко рассчитывал, что её для полного правдоподобия и зрелищности должен исполнить только профессиональный голкипер. И тут режиссёр, к своей глубокой досаде, выяснил, что тренеры футбольных клубов вратарей отпускать на съёмки отказываются. Отправить с тренировок ценных игроков на несколько дней на съёмки пары-тройки сцен – это одно, а вот на несколько месяцев – совсем иное.
    
Судьбоносные арбузы

    Расстроенный режиссёр погрузился в уныние, особенно после предупреждения руководства «Ленфильма»: ещё неделя и, если не найдут актёра на главную роль, проект закрывается…
    Режиссёр с горя отправился со своим другом, оператором Владимиром Данашевским, развеяться и заодно поискать новые места съёмок картины на Украину. Тем более что в случае изменения съёмочного графика здешний климат давал лишний тёплый месяц натуры. Выехали далеко за Киев – покататься по реке на катере и посмотреть местную натуру. Минуя очередной речной изгиб реки, друзья увидели возле маленького причала большую лодку. С причала несколько женщин, похожие на колхозниц, с шутками-прибаутками быстро кидали арбузы рослому белобрысому парню. Тот ловил зелёно-полосатые шары и складывал в лодку. Ловил лихо из разных положений, не пропуская ни одного, и хохотал. Режиссёр с оператором так и обмерли: да это футбольный вратарь самого высокого класса!
    Киношники – к берегу. «Вы футбольный вратарь?» – с ходу воскликнул с надеждой режиссёр. «Нет, что вы, – заулыбался парень. – Я здесь случайно, женщинам решил помочь, а заодно вспомнить свою крестьянскую юность. ...Ну и арбузик отведать. А вообще, я актёр. Григорий Плужник».
    
Актёра – в футболисты

    Встреча с актёром Харьковского государственного театра Революции Плужником чрезвычайно обрадовала Тимошенко. Сделав у своих коллег на студии им. Довженко фото- и кинопробы 26-летнего актёра, он отправил снимки и плёнки на «Ленфильм». Плужника сразу утвердили на главную роль. Однако к радости режиссёра примешались сомнения – сможет ли актёр, да ещё и дебютант в кино, без футбольной подготовки правдоподобно исполнить роль супервратаря? И тут режиссёру повезло вторично – футболисты команды киевского «Динамо», занявшей второе место на первом Чемпионате СССР, наслышанные о том, что готовятся съёмки фильма о футболе, изъявили своё горячее желание помочь киношникам. В итоге Григорий Плужник был направлен в «Динамо» тренироваться с настоящими вратарями. Григория взял под свою опеку сам Антон Идзковский – ведущий голкипер команды. Тренировки были тяжёлыми, жёсткими, актёр в первые же дни получил не слишком серьёзную, но весьма болезненную травму. Но к финалу изнурительных тренировок профессионалы вынесли Плужнику-Кандидову вердикт: вратарь самого высокого класса.
    
Документальные сцены и актёры

    Съёмки начались в августе 1936 года. Начало фильма было, по существу, документальным: режиссёр скопировал первые сцены со своей случайной встречи на берегу реки с Григорием Плужником, ловящим арбузы. Сценаристы охотно внесли изменения в сценарий, от чего картина только выиграла. Помимо Плужника, на главную роль второго плана был приглашён известный актёр театра и кино Анатолий Горюнов («Пышка» (1934), «Минин и Пожарский» (1939), «Танкер «Дербент» (1941)), исполнивший ещё одного запоминающегося персонажа «Вратаря» – смешного и серьёзного инженера Карасика Анатолия Осиповича. На женские роли были утверждены актрисы Людмила Глазова («Небесный тихоход», «День счастья» (1963)) – женщина-конструктор Анастасия Вальяжная и возлюбленная главного героя, и Татьяна Гурецкая («Три товарища» (1935), «Весна» (1947), «У них есть родина» (1949)) – Аграфена, землячка Кандидова, неровно дышащая к инженеру Карасику.
    
Киноматч «Вратаря»

    Картина была полностью отснята (включая сцены в декорациях) в середине ноября 1936 года, а в январе 1937 состоялась всесоюзная премьера. Кассы кинотеатров брались с боем не только миллионами советских футбольных фанатов, но и обычных, не болевших футболом, зрителей. Песню И. Дунаевского на слова Лебедева-Кумача «Футбольный марш» со словами «чтобы тело и душа были молоды, ты не бойся ни жары и ни холода – закаляйся, как сталь!» распевала вся страна. Картину закупило несколько десятков стран, в том числе и «футбольные» Великобритания, Италия, Германия. Ленту смотрели иностранные тренеры, и ни у одного не возникло сомнения – исполнитель главной роли профессиональный голкипер самого высшего международного класса.
    
«Кандидов» в воротах

    Успех «Вратаря» был таким, что Плужнику было затруднительно появляться на улице – великолепного «Кандидова» моментально окружала толпа поклонниц и футбольных фанатов. Поклонники игры абсолютно не отделяли актёра от его персонажа.
    Самое интересное, что Григорий настолько вжился в свой образ, что продолжал тренироваться как вратарь уже после выхода фильма. Его приобретённый профессионализм дошёл до того, что Плужник даже провёл в своём амплуа вратаря несколько матчей за одну из киевских команд. На киновратаря собирались полные стадионы, и, что любопытно, он ни разу не подвёл своих фанатов, а те даже не пытались отделить экранный образ Кандидова от актёра Плужника. Спустя год после выхода картины сценарист и писатель Лев Кассиль написал книгу «Вратарь республики» по мотивам фильма, которая остаётся популярной и по сей день.
    Спустя 18 лет режиссёр Семён Тимошенко вновь обратился к футбольной тематике и снял великолепную картину «Запасной игрок» с участием молодого, тогда ещё малоизвестного актёра Георгия Вицина в главной роли, а также с участием звёзд: Марка Бернеса, Павла Кадочникова, Всеволода Кузнецова, Татьяны Конюховой. Фильм был отлично принят зрителями и критикой и тоже стал спортивной киноклассикой, но сенсационного успеха «Вратаря» всё же не смог повторить.
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования