Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Кубок – у дульдургинцев
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Забота о старшем поколении
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Мирсаново: поём и помним
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    Краевой парламент: перезагрузка
ДАТА
    К 90-летию Читинского радио и 55-летию Читинского телевидения
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
    Пациент должен оставаться на двух ногах
1941-1945
    Боевое братство крепче кровного
ТелеМАНИЯ
    Служебный осенний роман... Часть 2
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Браконьерами не рождаются
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Деревенская ведьма
ВЫХОД В СВЕТ
    «Вкусные концерты»
ШТРИХИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
    Велик и труден пройденный военкоматом путь
ДОБРОЕ ДЕЛО
    «Джедаи чистоты»
КОПИЛКА ОПЫТА
    Дом без хозяина – сирота
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
ЗНАЙ НАШИХ!
    «Музыка души» – для души
Выпуск № 39 от 25.09.2018 г.
К 90-летию Читинского радио и 55-летию Читинского телевидения
Ефим Борисович Маликов. С 1965 по 1992 год, целых 27 лет, он был председателем Комитета по телевидению и радиовещанию Читинского облисполкома. По сути дела он и стал создателем профессионального телевидения в Забайкалье. Руководитель высочайшего уровня, таланта, неиссякаемой энергии и работоспособности… Таким он остался в памяти тех, кто многие годы работал рядом с ним. Предлагаем вашему вниманию воспоминания Э.О. Хавкина и Т.Б. Дмитриевой, которые, к сожалению, тоже ушли из жизни.
Знаменитый на весь Союз

    Маликов – это Символ. Символ популярности Читинского телерадиокомитета на весь СССР. Благодаря Маликову многие из нас объездили всю страну, и везде – в Ташкенте, Киеве, Риге, Тбилиси – слышали: «А-а-а, из Читы, где знаменитый Маликов... Где и зарплата, и техника, и передачи – по первому разряду».
    Маликов – это Символ. Символ взлёта нашего телерадиовещания в масштабах страны, когда и по читинскому радио, и по «Маяку», по ЦТ регулярно шли информации и передачи из Забайкалья. А наши специальные часовые программы «по Москве» смотрел сам председатель Гостелерадио и на следующий день устраивал приём для всей творческой группы.
    Маликов – это Символ удивительной непреходящей, заразительной работоспособности. Журналист, строитель, связист, хозяйственник – это он. Символ любви к своему делу. Человек, который просто не понимал, как можно не любить радио и ТВ. И он мог простить всё за любовь к делу.
    Он был честолюбив, но в лучшем смысле этого слова, потому что любил дело в себе, а не себя в деле. И огорчался до сердечной боли, когда видел равнодушные глаза, холодное непонимание, отсутствие творческого азарта. Он думал и о «нашей фирме», и о каждом из нас в отдельности. О наших гонорарах и зарплате, о том, чтобы люди получали квартиры, об арахлейской даче, о творческих командировках. И о том, что было создано, он всегда говорил: «Мы сделали...». И страшно гордился этим сделанным.
    Он пришёл к нам из «Забайкальского рабочего» в декабре 1965-го. Ему было 43. А ушёл на отдых в 70. Я думаю, рановато.
    Эрнст Хавкин

Мы любим его таким

    Я очень хорошо помню, как был заложен первый камень в котловане будущего прекрасного здания Читинского телевидения. Ефим Борисович по традиции разбил бутылку шампанского, и началось...
    Целые дни, месяцы фырчали и фырчали машины, везя на новый объект строительные материалы. Председатель непременно приезжал на планёрки строителей, ругался, грозился, уговаривал работать быстрее и качественнее, научился даже бранить нерадивых, правда, делал это смешно и неумело. Уж каким образом к нам каждый день во двор приезжала машина с дефицитным бетоном, не знаю, но догадываюсь, что тут не обошлось без предприимчивости Ефима Борисовича.
    И даже когда его положили в больницу, он из окон палаты следил, работает ли кран на стройке. Однажды увидел: не работает, и как был в больничной пижаме, так и побежал на студию по улицам, чтобы тут же «задать перца ленивым мерзавцам».
    Здание росло на глазах, и мы, работавшие тогда в старом, тесном помещении, с нетерпением ждали, когда же закончится строительство! Этот день настал, и мы убирали мусор в комнатах, мыли, чистили мраморный зал и мраморные лестницы. А потом...
    Сам Ефим стоял в дверях валетом
    И делил столы, ковры, дорожки,
    Комнаты, а также туалеты.
    В его седую красивую голову постоянно приходили новые творческие идеи. То он затевал «Дни республик», и тогда мы разъезжаясь по всему Советскому Союзу, готовили радио- и телепрограммы о связях союзных республик с Забайкальем. То он открывал радиотелевизионную летопись Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (в комитете накоплен огромный видеоматериал о БАМе), и журналисты с кинооператорами мчались на север.
    На него иногда обижались за безжалостную требовательность, но уважали его все: и друзья, и недруги, потому что видели, сколько добра он делает для нашего Забайкалья. Когда Маликову присвоили звание почетного гражданина города Читы, мы искренне порадовались за него. В этот день он получил много поздравлений от нас, тех, с кем долгие годы шел вместе, плечом к плечу.
    Тамара Дмитриева

Вечное движение вперёд
Как это было

    Читинское радио и телевидение всегда были и остаются в авангарде передовых технологий, творческих инноваций. Так было всегда. За первые четыре года существования местного радиовещания построено 90 километров радиолиний, к 1937 году работало уже 15 тысяч радиоточек. Эфирное вещание преодолевало расстояние в сотни километров. С запуском крупного радиовещательного центра в Кручине появилась возможность полного охвата территории края с помощью мощного длинноволнового передатчика.
    Новейшее оборудование поступало и в распоряжение радиокомитета, это касалось и пультов звукорежиссёров, и звукозаписывающей техники для журналистов. Знаменитые магнитофоны «Репортёр-5» – «пятерочка», «Репортёр-7» вошли в историю и заняли свои почётные места на стеллажах юбилейной экспозиции, развёрнутой в эти дни в краеведческом музее Забайкальского края.
    В середине восьмидесятых в Читу прибывают специалисты из Венгрии со своим, по тем временам самым современным оборудованием. Дом Радио получает полный комплект техники, позволяющей готовить к эфиру более качественный продукт, у журналистов, звукорежиссёров, операторов появились такие технические возможности, о которых только мечталось. И этими возможностями творческий коллектив пользовался на все сто процентов, выдавая в эфир программы, вызывавшие огромный резонанс. К таким относятся городской канал «Чита у микрофона», программы радиостанций «Колос» и «Забайкалье индустриальное».
    Не отставали от жизни и телевизионщики. В 1963 году в эфир вышла первая телепередача, а уже спустя два года Читинская студия телевидения провела прямую трансляцию парада на площади Ленина в честь очередной годовщины Октябрьской революции. По тем временам это было сродни чуду. Телевидение стремительно развивалось. Строились новые ретрансляторы в районах края, к ним тянулись релейные линии с сигналом из Читы. Спутник «Молния-1» уже в конце шестидесятых принес в регионы адаптированный по местному времени вариант программы Центрального телевидения.
    Читинская студия телевидения в числе первых в 1979 году запустила цветное ТВ. А с 1982 года в Чите работало уже три канала. В большинстве региональных и даже республиканских центров было двухпрограммное вещание.
    В середине восьмидесятых наша студия получила первые выездные видеокамеры BETAKAM (до этого сюжеты вне студийного павильона снимались на кинокамеры). Это расширило не только технические, но и творческие возможности телевизионщиков. В восьмидесятые в эфире появились десятки, как сказали бы сегодня, рейтинговых программ. Достаточно вспомнить молодёжные программы «Лабиринт» и «Музыкальный лабиринт», серию серьёзных разговоров из цикла «Квадратура круга» Эрнста Хавкина, знаменитую серию программ «И зажгутся свечи в доме декабристов» Иды Файерштейн.
    
Новое время – новые задачи

    Стремительные события девяностых и начала двухтысячных принесли огромные перемены на радио и телевидении. А иначе и быть не могло. Комитеты по телевидению и радиовещанию стали государственными телерадиокомпаниями и на протяжении почти десятка лет жили своей жизнью, по-своему решая все проблемы. Знаковым событием начала двухтысячных стал переход всех региональных ГТРК под эгиду Всероссийской государственной телерадиокомпании сначала в качестве дочерних структур, а позже уже филиалов. С 2002 года начался процесс унификации эфира. Появился единый информационный продукт «Вести-регион», в нашем случае «Вести-Чита». Московские коллеги уделяли особое внимание качеству информационной программы. Они нас учили, анализировали основные ошибки, помогали и советом, и делом.
    Новая сетка вещания, запущенная на канале «Россия» 18 августа, заставила творческие и технические службы пойти на эксперимент. Мы впервые получили возможность выхода в эфир не трижды в сутки (утром, днём и вечером), а одиннадцать раз. Это заставило уйти от выдачи с видеоплёнки – был запущен первый сервер. Как выяснилось, на тот момент региональные ГТРК, решившиеся на тот рискованный шаг, можно было сосчитать по пальцам. Чита была среди первых.
    Активно внедрялась компьютерная техника и на радио. Там звуковые серверы начали использовать ещё раньше. В 2013-м запускается вещание на радиостанции «Маяк», через два года выходим в эфир «Вестей-FM».
    Настоящий «цифровой ветер перемен» подул в 2015-м, когда в рамках федеральной целевой программы на ГТРК «Чита» началось масштабное техническое перевооружение. Впервые в истории компании замене подлежало все радио- и телеоборудование. Это позволило нам синхронно с каналом «Россия-1» перейти на вещание в формате 16х9, улучшить техническое качество радиопрограмм, выходить в эфир в автоматическом режиме.
    Ещё одно эпохальное событие произошло ровно год назад. ГТРК «Чита» вышла в эфирную «цифру», то есть более 96% жителей региона сегодня могут смотреть телеканал «Россия-1» и слушать «Радио России» с включениями региональной ГТРК в составе первого мультиплекса цифрового эфирного телевидения.
    И наконец, 1 октября телерадиокомпания «Чита» начнет своё вещание в эфире канала «Россия-24». Мы расширяем аудиторию, готовим новые проекты, ищем креативные подходы. В этом и есть движение вперёд, неизменный вектор развития для Читинского радио и телевидения.
    
    Игорь Кунгуров, заместитель директора ГТРК «Чита», заслуженный работник культуры Забайкальского края
Яндекс цитирования