Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Cовет недели
ВОПРОС НЕДЕЛИ
    Легко ли быть молодым в Забайкалье?
    Акцент недели: Через тернии – к звёздам
    «Олекан» настроен серьезно
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Реальный парашютист
СИТУАЦИЯ
    РАДИО БЕЗ СЛУШАТЕЛЕЙ
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    КРЕПКИЙ СЕРЕДНЯК НЕМЕРОВ
    РАДУГА НА ВЕКА
ВОПРОС ДЕПУТАТУ
    ЕСЛИ ДАЛИ – ОТНИМАТЬ НЕЛЬЗЯ
    КОММУНАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ
ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
    Я не привык отступать
    СПОРТ В РАЙОНАХ
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Надеемся на губернатора
    Ждем справедливости…
    Стали городскими, а что проку?
    Дом для вдов ветеранов
    Разъясните
    О добрых людях
ВЕРУЮ
    История одного крестного хода
ВЗГЛЯД
    Ах, «Кинотавр»!…
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Подарите песню
    КРОССВОРД
    Дети длинных ветров
ФАЗЕНДА
    Баклажан на любой вкус
Выпуск № 26 от 27.06.2012 г.

История одного крестного хода

Что же такое крестный ход? Торжественное совместное шествие священнослужителей и мирян с хоругвями, иконами и другими святынями к какому-либо месту, почитаемому православными христианами? Правильно, конечно. Возможность прикоснуться к чудодейственным православным святыням и исполниться Божьей благодатью, освящённой усердием праведных подвижников святой земли? Тоже верно. Обрести жизненную помощь и поправить свои дела? Наверное… Но главное, крестный ход – это, как сказал Владыка, духовная дезинфекция, очищающая от греховного фона многогрешную Забайкальскую землю.

 


Случайность
Началось всё, как и многое в нашей жизни, случайно. Однажды в иконной лавке кафедрального собора рядом со свежими номерами газеты «Православное Забайкалье» я увидел небольшое объявление. В нём значилось, что желающие пройти с крестным ходом из села Урлук Красночикойского района к месту бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря 11 июня могут позвонить по указанному телефону. Я предусмотрительно сохранил его номер в записной книжке мобильного телефона. А спустя пару дней заочно познакомился с организатором группы читинских паломников – Ольгой Николаевной, пообещавшей по возможности включить меня в «бюджетный список».
Ранним утром, 10 июня, раздался телефонный звонок. «Видно, крепко вы молились, – обрадовала меня Ольга Николаевна. – Собирайтесь!» И вот спустя чуть более получаса я сидел в одном из корейских микроавтобусов, уносящем читинских паломников на далекую Чикойскую землю.
Путь по шоссе до Красного Чикоя занимает около12 часов, и с приближением к районному центру качество дорожного покрытия постепенно снижается. В руках у паломников появляется небольшая псалтирь в зелёной обложке, молитвы из которой по очереди читают все пассажиры. Кто громко и протяжно, словно на службе в православном храме, а кто вдумчиво и тихо, стараясь вникнуть в хитросплетения древнего церковно-славянского языка. На редких остановках в пути паломники выходят, чтобы подкрепиться в придорожных «заежках» и размять затекшие в тесноватом для широкой русской души корейском автотранспорте члены. Время их сведено к минимуму – все спешат для участия в торжественном шествии к далёкой православной святыне.
Наконец, перед утомлёнными глазами путников появляется указатель населённого пункта Малоархангельск, стоящего на правом берегу реки Чикой, в 7 километрах от районного центра. После приезда – быстрое расселение в небольшой, сельского типа одноэтажной гостинице и скромная совместная трапеза предусмотрительно взятыми с собой или тут же купленными продуктами.  
Завершив трапезу, паломники спешат успеть на вечернюю службу в расположенный на соседней улице Свято-Петро-Павловский храм. Старая деревянная церковь поражает простотой внутреннего убранства и обилием небольшого размера икон, обычно передаваемых в храмы щедрыми прихожанами. Служба окончена, но приехавший православный люд не расходится. Все ожидают приезда Владыки, дабы получить благословение на предстоящий крестный ход. Уже в одиннадцатом часу перед воротами церкви останавливаются несколько легковых машин. Как всегда, подчёркнуто строгий по живому коридору из встречающих проходит епископ Читинский и Забайкальский Евстафий в сопровождении сестёр из Атамановского женского монастыря. После непродолжительного молебна в храме Святых Петра и Павла прихожане расходятся. На утопающий в зелени районный центр опускается благодатный и удивительно тихий воскресный вечер. В хорошо протопленном двухместном номере по-деревенски уютно и тепло, и, как только голова прикасается к подушке, глаза сами собой закрываются.

 

Вперёд и только вперёд!
Уже в пять утра из-за расположенного за деревянной перегородкой соседнего номера начинают раздаваться бодрые женские голоса. Полчаса занимают подъём и дорожные сборы, после которых микроавтобусы мчат православных паломников в расположенный в 90 км исходный пункт предстоящего крестного хода – село Урлук. Дорога, проходящая через простирающиеся до самых сопок зелёные заливные луга, освещена попутными лучами встающего из-за спины солнца. Спустя около часа приезжаем в небольшое, но аккуратное и ухоженное село, куда уже начинают прибывать автомобили с паломниками. Все торопятся в храм Пророка Ильи, где уже началась Божественная литургия с участием Преосвященнейшего Евстафия. Небольшая деревянная церковь уже заполнена прихожанами, потому замираю аккурат под невысоким арочным входом. Вокруг довольно много молодёжи, а стоящий впереди мужчина держит на руках полуторагодовалого ребёнка. Под сводами старой деревенской церкви звучно разносится красивый распевный голос архиерея.
Приближается торжественный момент начала крестного хода, и вскоре из дверей храма появляются первые паломники с образом Казанской Божьей Матери и Крестом Господним в руках, несущие хоругви с изображёнными на них Спасителем и Богородицей. Крестный ход начался! Впереди иеромонах Нифонт окропляет путь участников святого шествия. Будь благославен всяк в пути встречающийся – батюшка не жалеет святой воды, и многочисленные жители села, попавшие под его кропило, застенчиво отфыркиваются под животворной струёй освящённой влаги. Постепенно познаю для себя главные правила крестного хода – попасть в общий ритм шествия, поддерживать раздающиеся над славной Чикойской землёю мелодичные православные тропари и стараться не смотреть под ноги. Прямые и широкие улицы Урлука сменяются узкой колеёй, идущей вдоль уходящей к сопкам чернозёмной Чикойской пашне. Впереди – самая трудная часть дороги, проходящая по крутым склонам Чикойских гор. И вновь звучный голос епископа Читинского и Забайкальского, летящий впереди славного шествия, словно прокладывает паломникам дорогу через густую забайкальскую сельву: «Преподобный отче Варлааме, моли Бога о нас!» А дорога действительно непроста – во многих местах это двухметровой ширины каменистая колея, круто уходящая вверх прямо по руслу стекающего вниз ручья. От села Урлук до места, где в 1820 г. Василий Надежин, а впоследствии известный подвижник Варлаам Чикойский, заложил православный Иоанно-Предтеченский монастырь, около 10 км. Труден путь в Царствие.

В обители
Однако подъём сменяется спуском, постепенно дорога начинает обретать более проторенный вид, и вскоре крестный ход прибывает к скромной современной часовенке, стоящей посреди развалин старинной Иоанно-Предтеченской обители. У её врат усталых, но счастливых паломников уже ожидает Владыка и после совершения молебна приглашает всех желающих приложиться к образам Божией Матери «Споручница грешных» и прп. Варлаама. Совершив святой обряд, православный люд разбредается по территории бывшего монастыря, чтобы поставить свечки и помолиться у креста на месте обретения мощей преподобного Варлаама, набрать холодной и удивительно вкусной воды из сохранившихся монастырских колодцев и присоединиться к организованной на просторной поляне общей христианской трапезе прямо у развалин древних стен. Останки построек, сделанных в XIX в. смиренными насельниками обители, выступают из-под земли одинокими рядами сохранившейся каменной кладки. Утолив жажду после долгого шествия по Чикойской земле и сделав небольшой запас воды из монастырского источника, приступаю к поиску паломников, согласных поделиться впечатлениями о совершённом крестном ходе.

Вера без дел мертва
Лев из Жипхегена, мастер
котельной:

- Этим крестным ходом хожу уже в третий раз. И помощь идёт благодатная. В позапрошлом году были здесь с дочерью, так у ней тогда горло болело. Пришлось подниматься в проливной дождь и идти в грязи по щиколотку. Тем не менее горло у неё прошло. Это что касается видимой помощи. На этот раз я здесь с матерью, сестрой и племянницей. Все уже по второму и третьему разу. И вообще с каждым годом число паломников увеличивается. Сегодня около тысячи человек участвовало. Так Владыка сказал. В прошлом году поменьше было примерно на треть.

Вера и Катя, Улан-Удэ,
студентки:

- Раньше ходили с городскими крестными ходами в Улан-Удэ, а с этим идем впервые. А сюда с мамой приехали. Решили поучаствовать, чтобы духовно возрастать. Как Владыка говорил, чтобы в крестном  ходе покаяться и благодать получить Божию. Помолиться и свои дела поправить. В нужное русло жизнь пустить. Мы давно уже верующие – с пятнадцати и двенадцати лет.

Валентина, Улан-Удэ,
музейный работник:

- Давно слышала об этом крестном ходе, очень хотела попасть. И только нынче, слава Богу, вместе с сёстрами из Свято-Троицкого Селенгинского монастыря получилось приехать сюда. Тем более что крестный ход проходит с архиереем, которого мы знаем и очень любим. У нас в Бурятии практически во всех крестных ходах участвую. Ходим каждый год на Иоаннову гору из Свято-Троицкого монастыря. 12 километров маршрут. Этот крестный ход посвящён явлению иконы Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Недавно вот там были. Обычно собирается до тысячи паломников, но в последний раз пятьсот было.
У меня родители из этих мест, и я очень много слышала о Красном Чикое. Мама в Барахоево родилась. Её на третий день здесь крестили, как раз напротив церкви жили они. Корни наши здесь, поэтому всегда сюда стремилась. С детства слышала о Чикое, и для меня что-то святое с этим местом всегда было связано. А, оказывается, тут такой подвижник ещё подвизался – Варлаам Чикойский, к которому мы теперь с молитвами обращаемся.

Светлана Васильевна,
пенсионерка из Иркутска:

- Да, меня в Иркутске многие знают. У моего ребёнка синдром Дауна, поэтому рано на пенсию ушла. Это уже наш третий крестный ход. До этого десять лет подряд ходили на Иван-гору – святыню, которая рядом с нами находится. Помощь, конечно, громадная…
Во-первых, крестный ход – это решение очень многих проблем. Как сказал Владыка, человек рождён для жизни, полной бед и проблем. И поскольку мы, грешные, продолжаем грешить, то во время крестных ходов хотя бы очищаемся как-то. Просим Господа нашего, чтобы помиловал нас, грешных, и помог решить насущные проблемы. А главное, что нас с мужем почему-то тянет на это. Может быть, чтобы поклониться святыне и соприкоснуться с Богом и его святыми. Занимаемся с супругом сбором и развозом пожертвований по сёлам и поруганным деревням. Десять лет уже пожертвования возим, вера ведь без дел мертва.

Эпилог
Пообщавшись с паломниками и поклонившись иконе прп. Варлаама в маленькой часовне, спускаюсь к огромному православному кресту, установленному на краю поляны, где уже заканчивается трапеза. Отведав густой и наваристой ухи и испив душистого лесного чая, вместе с паломниками из своей группы возвращаюсь к месту первой стоянки у подножия Чикойских гор, где нас уже поджидает предусмотрительно подъехавший транспорт. По дороге из рассказа паломницы Анны Ивановны узнаю удивительную историю обретения преподобным Варлаамом иконы Богородицы «Споручница грешных», которой и был посвящён проходивший крестный ход. В феврале 1854 г. некий подполковник Д.Н. Бонческул прислал эту икону в Троицкую церковь Селенгинска (ныне Кяхты), сопроводив рассказом о виденной им во сне передаче благодатного образа именно в этот храм. А в 1865 г. кяхтинский промышленник М.Ф. Немчинов пожертвовал новому настоятелю Иоанно-Предтеченской обители иеромонаху Нектарию икону Божией Матери «Споручница грешных», успевшую прославиться своими чудотворениями в мужском Одринском монастыре Орловской епархии. Торжественно крестным ходом чудотворный образ был перенесён тогда из Кяхты в монастырь. Многочисленные случаи благодатных знамений, исцелений и помощи, связанные с этой чудотворной иконой, сопровождают с тех пор всех православных христиан Забайкалья. А 11 июня, в день чествования светлого образа «Споручницы грешных», все желающие могут совершить очищающий мысли и облагораживающий душу крестный ход из села Урлук к монастырю Варлаама Чикойского, дабы внести свою лепту в трудный и тернистый путь утверждения Православия на Забайкальской земле.

Андрей ФАРИОНОВ,
фото автора

 

Яндекс цитирования