Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Александр Михайлович… заживём?
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    «У каждого пожара есть фамилия, имя, отчество»
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
    Цветёт багул! Здравствуй, фестиваль!
И Я ТАМ БЫЛ...
    Праздник детства
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    Приметы Буры: коромысло, таксофон и брод через реку
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
    Подвиг политрука Ивана Пешкова
ТелеМАНИЯ
    Отпуск, море, смех, любовь = 3+2, или Киноприключения «дикарей»
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Засоска
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Она вернулась
ВЫХОД В СВЕТ
    Пляжный сезон объявляется открытым
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Домовята из ткани и вдохновения
МИЛОСЕРДИЕ
    Кого не возьмут домой
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Летний день год кормит
ЗНАЙ НАШИХ!
    Один день с маршрутчиком
ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
    Поднажмите, доктор!
ПАМЯТЬ
    «Я помню! Я горжусь!»
ФАЗЕНДА
    Как посадить переросшую рассаду томатов
Выпуск № 23 от 04.06.2019 г.
Отпуск, море, смех, любовь = 3+2, или Киноприключения «дикарей»
Вот уже 96 часов подряд «орудует» лето... Сезон каникул и отпусков усиленно набирает обороты. Кое-кто из забайкальско-читинской каникулярно-отпускной братии решил сменить «классические» пейзажи и прелести Читинки, Ингоды, Кручины, Никишихи, Кенона, Арахлея и т.д. на более тёплую акваторию и уже мчит (или собирается это сделать) к более южным морским водоёмам и пляжам – навстречу более экзотическому отдыху, новым открытиям, приключениям, знакомствам, а может и... любви.
Именно её нашли и продолжают находить снова и снова в течение вот уже 55 лет и одного года очень «дикие» герои самой знаменитой летней «пляжно-отпускной» комедии СССР. За ними на «юга» сегодня отправимся и мы.
    
Одичавшие на сцене и гимнотворец

    Вся эта пляжная история началась с того, что в 1956 году известный баснописец Сергей Михалков написал забавную комическую пьесу «Дикари» о том, как трое друзей-холостяков отправляются отдыхать на юг и знакомятся там с двумя девушками. В итоге многочисленных забавных приключений на свет появляются две крепкие и любящие семьи. После премьеры в Московском театре им. М.Н. Ермоловой в сентябре 1958 года «Дикари» были поставлены сразу в нескольких советских театрах. Пьеса имела большой успех и вскоре, естественно, обратила на себя внимание кинематографистов, испытывающих после периода так называемого «малокартинья» 1950-х острейшую нужду в грамотно скроенных, оригинальных, без идеологии и партийной пропаганды сюжетах. В итоге киностудия имени Горького обратилась к Михалкову с просьбой об экранизации его пьесы. Баснописец и сочинитель слов гимна СССР был чрезвычайно польщён и сразу согласился. В апреле 1962 года худсовет студии принял литературную киноверсию пьесы, и проект с рабочим названием «Дикари» был запущен в производство.
    
«Блатной» режиссёр, тарзаномания и цифроназвание

    В качестве постановщика картины Михалков лично выбрал 44-летнего режиссёра Генриха Оганесяна, несмотря на то, что за его плечами было всего две картины: комедии «Девичья весна» (1960 г., с В. Дорманом) и «Приключения Кроша» (1962 г.). Не обращая внимания на недовольство администрации студии, писатель настоял на кандидатуре именно этого постановщика, поскольку хорошо знал его по второму фильму, где снимался в одной из своих первых ролей младший сын Михалкова – Никита.
    29 мая 1962 года стартовал подготовительный период картины. Начались интенсивные поиски актёров на главные роли. Несмотря на то, что героев было, в общем-то, немного – всего пять человек, искали их долго и мучительно, как в столице, так и за её пределами. Здесь у режиссёра и автора пьесы возникли творческие разногласия.
    Во-первых, название будущего фильма – «Дикари». Оганесяну это показалось не оригинальным, тем более большинство зрительской аудитории СССР всё ещё страдало остаточной «тарзаноманией». Улицы городов и сёл время от времени оглашались характерными «позывными» дикого человека Тарзана – главного героя серии приключенческо-экзотических картин («трофейных») производства США, а на деревьях болтались многочисленные «тарзанки» – «лианы»-верёвки, с которых на лету сигали бесстрашно вниз мальчишки от пяти и до самых солидных, старших ...цати лет.
    Режиссёр предложил своё название фильма – оригинальное юмористическое, лирическое и... математическое «Три плюс два». Автор пьесы и сценарист сдался: «...Ладно, пусть будет эдакая «любовная» пляжно-комическая арифметика».
    
Другие 3: возраст и экзотика

    Во-вторых, Оганесян стал настаивать на изменении возраста героев фильма – в пьесе им было за 30, а режиссёр решил сделать их на десяток лет моложе. Здесь Михалков сдаваться не стал – он был категорически против такого грубого изменения «анкетных данных» своих персонажей, а потому, используя силу своего авторитета, потребовал наиболее подходящих, на его взгляд, актёров. В комедии «Три плюс два» главные мужские роли должны были исполнить Георгий Вицин (физик Сундуков), Николай Рыбников (дипломат Владлен Рубакин) и Вячеслав Тихонов (ветеринар Роман Любешкин)! Согласитесь, ныне очень сложно представить это актёрское трио в комедии «Три плюс два», но 56 лет назад всё могло быть иначе...
    В конце концов авторитет Михалкову не помог – на сторону режиссёра встала вся студия и даже её могущественный худсовет, что и определило исход спора. Интересно также ещё одно завоевание Оганесяна – он изменил некоторые «паспортные» данные персонажей будущего фильма – имена и фамилии. Дипломат, избавившись от «политизированного» Владлена, стал просто Вадимом, а от фамилии вообще «отказался», так же, как и дрессировщица хищников Зоя Шубейкина. У её подруги, киноактрисы, было не имя, а сплошная экзотика – Сильва Пархоменко! Комедия комедией, но режиссёр решил не перегибать и назвал девушку просто Наташей...
    
Эти Самые 3…

    Пробы актёров проходили на Рижской киностудии, которая взялась помогать горьковцам в постановке фильма (для рижан это была только четвёртая со дня основания студии полнометражная лента). К досаде московских киношников, здесь не оказалось даже цветной киноплёнки! Не особо стесняясь в выражениях в адрес «расторопных» прибалтийских коллег, оператор съёмочной группы Вячеслав Шумский с одним из директоров фильма укатил в столицу за плёнкой. Оганесян, дабы не терять времени, дал команду снимать пробы в чёрно-белом варианте и на фото. С мужчинами решили довольно быстро: на роль дипломата-эстета Вадима утвердили Евгения Жарикова (21 год, вторая главная роль после фильма «Иваново детство», 1962 г.), застенчивым ветеринаром Любешкиным Ромой стал Андрей Миронов (21 год, вторая главная роль после картины «Мой младший брат», 1962 г.).
    А вот с серьёзным доктором физики Сундуковым режиссёру пришлось повозиться чуть дольше. На его роль пробовалось немало народа. Среди кандидатов оказался ленинградский 26-летний актёр Геннадий Нилов, за плечами которого был так же, как у его будущих коллег по «дикому кино-отдыху», всего один фильм («Человек с будущим», 1960 г.)
    «На роль хмурого Сундука пробовались несколько человек, – рассказывал Геннадий Петрович – Я был в паре с актрисой Татьяной Конюховой, которая очень хотела играть Зою. Мне сказали «спасибо» и отправили обратно в Ленинград. Долго не было вестей. Я уже решил, что сыграть не суждено, и вдруг получаю телеграмму: «Поздравляю. Не стричься. Не бриться. Остаться дикарем. Оганесян». Эта телеграмма до сих пор у меня хранится...»
    
…+2 и коварство Клапкалнциемса

    Если на мужские роли пробовалось всего несколько человек, то на женские счёт шёл на десятки, а затем и сотни. Пробовались не только известные актрисы, но и манекенщицы.
    Режиссёр, обладая большим чувством юмора, подбор или, как сейчас говорят, кастинг актрис продолжил по своему особому, оригинальному методу. Как уже было сказано выше, дело происходило на Рижской киностудии, что располагалась в местечке с «кручёным» для русского языка названием – Клапкалнциемс. И непосредственно до актёрских проб допускалась только та, что смогла с первого раза, чётко, без запинки... выговорить это название. Таким, несколько странным, если не сказать больше, образом «отсеяли», даже несмотря на популярность, таких замечательных актрис, как Лилиана Алёшникова (была особо известна зрителям по картине 1956 года «Они были первыми») и Татьяна Конюхова (см. фото), претендовавших на роли Зои и Наташи.
    
...+2 Наташи

    В конечном итоге режиссёр остановил свой выбор на двух Натальях: Фатеевой (28 лет) и Кустинской (24 года). Обе снимались в кино с конца 50-х и имели за плечами куда больше ролей, чем их коллеги из мужской половины. После проб, проходящих на рижском взморье, режиссёр позвонил Фатеевой и предложил вместо роли укротительницы тигров Зои роль её подруги Наташи. Фатеева тут же заявила режиссёру, что роль Наташи ей категорически не нравится, и вообще она отказывается от съёмок в фильме. Режиссёр растерялся и пошёл на попятный.
    Однако против кандидатуры Фатеевой довольно резко выступил сам автор пьесы, Сергей Михалков, считавший, что «эта красавица» недостаточно спортивна (по сюжету Зоя была циркачкой) и перед камерой держится «как пионервожатая» (то есть, с точки зрения сценариста, заторможенно). Но руководство горьковской студии хорошо относилось к Фатеевой и, несмотря на протесты Михалкова, утвердило её на роль.
    Наталья Кустинская в «Три плюс два» попала по случайности. На пробы в Ригу её пригласил знакомый оператор Шумский. Глядя на многочисленных известных актрис, манекенщиц, балерин, Кустинская слабо верила, что пройдёт пробы. Тем не менее, отснялась и уехала в Ленинград, где в это время играла главную роль в фильме «После свадьбы». Прошёл месяц, актриса уже стала забывать о пробах в Риге, когда случайно зашла в дирекцию киностудии. Оказалось, там её уже давно лежала телеграмма. В тот же день Кустинская вылетела в Крым...
    Из-за проволочек с цветной плёнкой, актёрских проб и плохой погоды в Риге подготовительный период был продлён на две недели. Только 11 августа 1962 года киногруппа «Три плюс два» наконец-то выехала к месту съёмок – в Крым, в Судак...
    Когда актёры дичают. Физик Сундуков, Джексон, вампиры + живой покойник, или Самая зловещая тайна «3 +2»! КГБ и милиция – аресты актёров. Русская Бриджит Бардо. Спиртное кружками: «Эх, нам бы не спиться» … или самая опасно-алкогольная киноэкспедиция в истории советского кино. Тигр не кусается, но... Амурные страсти на съёмках и «за кадром». Триумф фильма. «Может, жениться на капиталистке?» – безумие фанаток и фанатов. Неизвестная версия «Три плюс два»... Об этом – в продолжении истории появления знаменитой солнечной пляжно-лирической комедии в следующей нашей встрече.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования