История знаменитой, классической народно-международной музыкальной комедии «В джазе только девушки» началась почти 60 лет назад. Но в начале всех, всех, всех прекрасных дам от мала до велика, всех очаровательниц Забайкалья спешу поздравить с наступающим праздником Весны и Красоты, 8 марта! Счастья, радости, сбывающихся мечтаний, любви и пылких чувств!
«Импортный» творец киносмеха
В 1936 году некий Самуил Вилдер, австриец довольно успешно начавший кинокарьеру в качестве сценариста, актёра и режиссёра в Берлине, эмигрировал в США по причине острой нелюбви пришедших к власти нацистов во главе с фюрером – гейноссе Гитлером, к евреям.
На родине «свободы и демократии» Самуил Вилдер «переродился» в Билли Уайлдера и довольно лихо вписался в Голливуд. Да так, что уже в 1940 году был номинирован на сценарный «Оскар» за романтическую комедию «Ниночка» (этакий рязановский «Служебный роман» «американского разлива» с Гретой Гарбо в роли сурового советского торгпреда в Париже). Во время и после войны Уайлдер, ставший ещё и режиссёром, работал в основном над серьёзными картинами, включая и документальные. Именно Билли Уайлдеру принадлежит детективная лента «Двойная страховка», породившая стиль «нуар».
В середине 1950-х, когда мир начала отходить от ужасов Второй мировой, австрийско-американский режиссёр вернулся наконец к своему любимому «лёгкому» жанру – романтической комедии. «Сабрина» (1954), «Зуд седьмого года» (1955), «Любовь после полудня» (1957).
Работая над последним фильмом, Уайлдер загорелся идеей снять оригинальную комедию с музыкой и... переодеванием (мужики-музыканты при сложившихся тяжёлых жизненно-творческих обстоятельствах вынуждены переодеться дамами и испытать все «прелести» быть женщиной в мире мужчин и шоу-бизнеса).
Ремейк ремейка ремейка
Как известно, истина гласит, что «оригинал всегда лучше копии». Но пример с будущим комедийным шедевром Уайлдера делает этой истину ложной. Опытный американский комедиограф, зная о принципах «заимствования» Голливудом сюжетов малоизвестных в США импортных фильмов, решил ему последовать и «положил глаз» на немецкую картину 1951 года режиссёра Курта Хоффманна «Фанфары любви». Купил её копию и, пересмотрев не менее сорока раз, назвал картину «третьеклассной и неописуемо ужасной».
Действительно, лента была вполне посредственной комедийкой, довольно затянутой, из которой и заимствовать-то особо было нечего, кроме пары-тройки забавных мизансцен и основы сюжета: пара нищих, бомжеватых музыкантов переодеваются женщинами, чтобы выступать в девичьем оркестре и заодно «кадрить» соратниц (естественно, в мужских костюмах). Был в немецком фильме и богач, воспылавший чувством к одному из героев. Однако он был не мультимиллионером, а обычным организатором гастролей оркестра «Альпийских фиалок». Гангстеров и прочих криминальных элементов не было и в помине.
Забавно, что «Фанфары» Хоффманна тоже были... ремейком! «Пересъёмкой» французской «Fanfare d’amour» 1935 года! Переснять опять же французский первоисточник предложил Уайлдеру давний приятель Роберт Тоерен (они встретились весной 1957 года в Голливуде). Тоерен был... автором сценария этого французского фильма.
Что же касается ленты Хоффманна, то в ФРГ «Фанфары любви» были очень популярны, было даже снято продолжение – «Фанфары брака»...
Итак, Билли Уайлдеру предстояло нечто невиданное и неслыханное: написать сценарий и снять ремейк ремейка ремейка!
Как гангстеры Джозефину выручили
В январе 1958 года основная часть сценария музыкальной комедии «Не сегодня, Джозефина» (таково рабочее название картины) была готова. При отлично, казалось, разработанном сюжете авторы сценария – сам Уайлдер, его друг и коллега драматург Изи Даймонд – вдруг попали в полный тупик: двое мужчин-музыкантов в поисках работы гримируются и переодеваются в женщин, попадают в женский ансамбль. Один из них влюбляется в солистку и продолжает скрывать от неё, что он мужчина. По логике он должен был бы поведать свою тайну девушке... Вот на этом-то сюжет начинал «буксовать»: только через три месяца сценаристов озарило – вот тогда-то и появился «фактор» объясняющий и связующий всех и вся – крутые и свирепые чикагские гангстеры 1920-х годов, преследующие незадачливых музыкантов.
Время действия фильма из современности («Фанфары любви», 1951) было естественно перенесено в лихое времечко «сухого закона» и разгула организованной преступности США.
В мае 1958 года две трети сценария были завершены (финальная треть дописывалась на протяжении съёмок), но уже в процессе его написания начался актёрский кастинг.
О девушках – не девушках и мужчинах с деньгами и автоматами
Комедия планировалась как фильм высшей категории, с соответствующим бюджетом и участием звёзд первой величины.
На одну из главных мужских ролей – красавца-саксофониста Джо и Джозефины, по настоянию продюсеров был приглашён superstar – «оскароносный» актёр, певец и музыкант, сам Фрэнк Синатра! Категорически против его кандидатуры выступил... режиссёр. Уайлдер был много наслышан о тяжёлом, невыносимом характере мистера Синатры. Впрочем, великий Фрэнк даже не посчитал нужным откликнуться на предложение (о чём в последствии жалел).
Второй кандидат на роль отличался более покладистым, не успевшем «зазвездить», характером – молодой, но уже известный Тони Кёртис, которого Уайлдер заприметил в фильме «Сладкий запах успеха» (1957). Стать Дафной было предложено Джеку Леммону – его режиссёр видел в комедии «Операция «Безумная вечеринка» (1957).
Прочие вакансии в основном заполнили голливудские ветераны: миллионером Осгудом Филдингом III стал актёр Джо Браун, а боссом гангстеров Коломбо «Белые Гетры» – Джордж Рафт, известный ролями злодеев в криминальных фильмах, при этом он водил дружбу с несколькими вполне реальными бандитами.
О Душечках и Мэрилин сердитой
С самым главным женским персонажем – взбалмошной красоткой Душечкой – Даной Ковальчик, у творцов возникли самые большие проблемы. Вначале режиссёр мечтал отдать эту роль звезде мюзиклов Митци Гейнор, которая к тому же внешне походила на немецкую актрису Инге Эггер из «Фанфар». Митци не понравилась продюсерам по причине с их точки зрения, «несоответствия образу».
В апреле режиссёр отправил письмо Мэрилин Монро. Имея не слишком удачный опыт работы с актрисой, Уайлдер знал о её капризах, привычке спорить и ругаться с режиссёром, срывать съёмочные графики, но он понимал, что успех будущего фильма во многом зависел от участия в нём Монро. Уже два года не снимавшаяся актриса выразила заинтересованность. Но прочитав пятистраничный набросок текста роли, Мэрилин разозлилась – она хотела исполнять серьёзные роли и избавиться от опротивевшего ей амплуа, а тут ей снова предлагали роль «тупой дурочки-блондинки, которая даже не может отличить мужика от женщины».
Тогда роль Душечки начали «примерять» Элизабет Тейлор, Одри Хэпбёрн... Но молодых красавиц-актрис забраковали по банальной причине – девушкам явно наступил на ушки медведь!
Время неумолимо шло, начало съёмок приближалось, а Душечка всё ещё не была найдена. Ситуацию спас писатель-драматург Артур Миллер – муж Монро. Он прочитал сценарий. Написанное понравилось, и Миллер сумел убедить жену в том, что остальные персонажи «не умнее» Душечки, поскольку они также не могут распознать мужчин, замаскированных в женщин. Кроме того, супруги остро нуждались в финансах, а будущий фильм обещал быть успешным, и к тому же Монро «светил» не только гонорар, но и процент от проката. Сексбомба США №1 сдалась, подписала контракт на участие в фильме 28 апреля 1958, и вскоре «полетела» на голову режиссёра, а затем и на сотни миллионов всех будущих зрительских голов мира...
«Моторчик» влево-вправо, или Легко ли выучится на женщину». Зелёные геи, чёрно-белые красотки и гангстеры. Тони Кёртис – модельер. Первый день съёмок Элегантная Джозефина, негодная Дафна и обиженный трансвестит. Ноги – в лёд! Комедия, над которой смеялся... один человек! Режиссёр, Душечка, борт самолёта и псих с бомбой. Название гороховое. В джазе только девушки и Л.И. Брежнев... Об этом и не только в следующей нашей встрече.
Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора