Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Что посеем, что пожнём?
    Акцент недели
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
    Страда на носу
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Всё зависит от людей
АКТУАЛЬНО
    И снова об абортах…
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    «А мы войны, представь себе, не знали…»
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    Есть в Средней Кие «оборона»…
    Селекция жизни трудовой
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    «Нас всех распинали на красной звезде…»
ТелеМАНИЯ
    Весна, Любовь, Кино или Некоторые в джазе любят по горячее
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Служить театру
НУ И НУ
    «Золотая» рыбка на читинской ферме
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
О ВАЖНОМ
    Знания – сила… во всём
ФАЗЕНДА
    А цветочек-то с трипсом!
    В грязь лицом
Выпуск № 11 от 21.03.2017 г.
Весна, Любовь, Кино или Некоторые в джазе  любят по горячее
Продолжение. Начало в №9-10
    
Восток на западе – пальцы крестом

    7 сентября 1958 года съёмочная группа составом в 175 человек во главе с режиссёром Билли Уайлдером выехала к океану и приступила к натурным съёмкам...  По сюжету картины женский джаз-банд под руководством Красотки Сью приезжает на гастроли из снежного Чикаго в солнечную Флориду. В реальности же съёмки проходили в противоположной части США – на западном побережье Тихого океана, в не менее солнечной Калифорнии неподалёку от Лос-Анджелеса. 
    Съёмки  начались со сцены на пляже, где герой Тони Кёртиса (Джо-Джеральдина) впервые предстаёт перед Душечкой  в облике миллионера Джуниора Шелла. Мэрилин была в отличной актёрской форме и эту, довольно непростую сцену, в которой, только её текста, было около сотни строк, она великолепно исполнила с первого же дубля. Режиссёр, имевший опыт работы с блондинкой-superstar, зная её характер, некоторые склонности и свойства памяти, мысленно переплюнул три раза через плечо и держал пальцы крестом. Фортуна была на стороне Билли Уайлдера. Но, увы, недолго...
    
Кошмар по имени Душечка

    Не прошло и недели, Монро стала проявлять повышенный интерес к высокоградусным напиткам. Последний год актриса нередко пребывала в состоянии депрессии: нескладывающийся брак, потеря ребёнка в начале 1958-го (выкидыш)… Причины для депрессии были достаточно вескими. На экране всё было простым и лёгким, а что было «за кадром» партнёры Мэрилин и режиссёр впоследствии вспоминали с ужасом. В последние десять дней натурных съёмок Монро особо не скрываясь «улучшала настроение» спиртным прямо возле камеры. 
    Режиссёр знал, что Мэрилин даже без алкоголя всегда было сложно сконцентрироваться перед камерой и нормально запомнить хотя бы одну фразу текста, и  Уайлдер пошёл на маленькую хитрость – принялся её реплики записывать на листочки и маскировать в реквизите. Если этого сделать было нельзя, текст писали на доске, укреплённой над камерой, на манер телесуфлёра. В ряде эпизодов фильма, к примеру, в одной из финальных сцен, где Душечка разговаривает по телефону из своего номера, можно легко заметить, как она водит глазами, явно читая текст. Но это всё были ещё «цветочки» – вскоре киношники отведали и «ягодок» от Мэрилин...
    
42 укуса и  47 «Душечек»

    Во второй половине сентября группа вернулась в Голливуд и приступила к съёмкам сцен в декорациях. Тут уж Душечка развернулась вовсю: спорила с режиссёром из-за каждой сцены, ругалась, продолжала принимать «антидепрессирующие жидкости» и забывать свой текст. 
    Однажды Монро поставила рекорд – в одной из сцен Кёртис-Джеральдина должен был надкусывать куриную ножку. Кусать пришлось... 42 раза подряд, ибо партнёрша никак не могла правильно сыграть в кадре. Но абсолютным рекордом стали 47 дублей подряд, в которых Мэрилин умудрилась неправильно произнести простейшую фразу: «Это я, Душечка». 
    
Псих с бомбой и поцелуй с... Гитлером

    Во время съёмок Мэрилин хронически опаздывала и срывала съёмочный график. Так, в день, когда снималась в декорации большого танцевального зала сложная сцена, где Душечка должна была исполнять свою знаменитую песенку «I wanna be in love», актрису нигде не могли найти. Массовка из 200 статистов в костюмах ждала весь день. Явившаяся под вечер Монро объяснила своё отсутствие тем, что... забыла адрес студии!
    На нервной почве у Уайлдера появились боли в спине, и он не мог нормально спать. «Мы в середине полёта, на борту самолёта псих, и у него бомба», – отозвался он о ситуации на съёмочной площадке в конце октября 1958 года. 
    Кёртису также пришлось принимать успокоительные. Актёр выдержал лишь благодаря моральной поддержке Дафны-Леммона и гангстера Коломбо «Белый гетры» (Джорджа Рафта), не терявших присутствия духа. И всё же однажды Кёртис в очередном испорченном дубле одной из лирических сцен сорвался и во всеуслышание заявил Монро: «Да я скорей с Гитлером стал бы целоваться, чем с тобой!» Актёру впоследствии долго пришлось объясняться по поводу этой фразы, особенно перед прессой.  
    
Самая смешная съёмка

    Случались на съёмках «Джозефины» и смешные, хотя и проблемные моменты. Так, сцену, где Дафна объявляет Джеральдине о своей помолвке с Осгудом Филдингом III никак не удавалось отснять. Причина? Едва начинала работать камера вся группа, включая режиссёра, начинала безумно хохотать, глядя на счастливую Дафну, следом не выдерживала Джеральдина – серьёзный Кёртис внезапно замолкал, сгибался пополам и буквально заходился от смеха. С неимоверным трудом, но всё-таки отсняв сцену, после проявки материала Уайлдер пригласил в просмотровый зал людей, которые не были заняты в съёмке. Едва появлялась на экране Дафна, в зале поднимался хохот, да такой, что не было слышно текста, что произносила «невеста» Филдинга. Режиссёр понял, что нужны небольшие паузы «для смеха», чтобы будущие зрители фильма смогли услышать текст! Уайлдер, переснимая сцену на следующий день, всучил Леммону маракасы и велел делать паузы между фразами и трясти «погремушками». 
    
Разные финалы, или «Nobody`s perfect»

    Поскольку сценарий к фильму окончательно дописывался во время съёмок, неизбежно появилась проблема – каким будет его финал? Сцена бегства четвёрки героев на моторке была последней не только по сценарию, но и по хронологии съёмок. Сакраментальная фраза Филдинга III «Nobody`s perfect» («У каждого свои недостатки») была придумана давно, но оказывается, не являлась финальной. Фильм предполагалось закончить объятиями Джо и Душечки, исчезающими на дне моторной лодки. В другом варианте все четверо должны были бежать в Латинскую Америку. В третьем – Филдинг оказывался... женщиной! В четвёртом... Однако Уайлдер, учитывая всё более сложное психологическое состояние Монро, не стал усугублять ситуацию и решил сделать финальный кадр с «той самой фразой», которая ему вовсе не нравилась. Но когда его отсняли, режиссёр изменил своё мнение.
    
Что в имени твоём: температура и... горох?!

    В конце ноября практически полностью отснятое и выстраданное Билли Уайдлером детище, получило своё настоящее имя – вместо скучновато-абстрактного «Не сегодня, Джозефина» броское и пикантное – «Некоторые любят погорячее». Для будущего советско-российского зрителя такое заглавие фильма ничего не говорило и скорей вызвало бы соответствующие вопросы (они остаются и по сей день). Сейчас, друзья, вам всё станет понятно. «Странное» название комедии придумал сам режиссёр, точней позаимствовал. У английской малышни в то время была (а, может, и есть) весёлая песенка о... гороховой каше «Pease Porridge Hot» («Некоторые любят погорячее, некоторые любят похолоднее…»). Новая комедия, пропитанная смехом, шутками и юморным ребячеством, по духу была в определённом смысле «взрослой иллюстрацией» к детской английской песенке.
    …Официальная премьера новой комедии Билли Уайлдера состоялась 29 марта 1959 года в Нью-Йорке в одном из бродвейских кинотеатров и вызвала бурю восторга. Монро к бешеной радости фанатов явилась на премьеру на... пожарной машине! Лента породила ажиотаж в США, а затем и в Европе.
    
«В джазе только девушки» и... Л.И. Брежнев

    СССР, несмотря на «железный занавес» также проявил интерес к американской комедии. «Совэкспортфильм» решил приобрести ленту Уайлдера. Группа из Госкомитета совмина СССР по кинематографии 4 декабря 1963 года просмотрела фильм, много смеялась и осталась довольна всем за исключением названия. Переводчики что-то намудрили и перевели его как «Некоторые предпочитают это в темпе». Странную, нелепую и даже фривольно-пошловатую «вывеску» для проката в СССР было предложено изменить. Так появились всем понятные и яркие «В джазе только девушки». Фильм должен был стать подарком советским зрителям и выйти как раз к началу нового 1964 года. 
    Но не вышел. Во-первых, американцы заломили за исходную прокатную копию фильма 54 тысячи рублей (135 тыс. долларов) против обычных 20–25 тысяч. Во-вторых, на пути комедии встал главный идеолог СССР, член политбюро Михаил Суслов, который американское кино не любил. Ситуацию в корне изменило личное вмешательство будущего генсека СССР и страстного любителя кино Леонида Ильича Брежнева. В мае 1964 года его личным распоряжением «Совэкспортфильм» наконец-то приобрёл прокатную копию фильма. Ныне, в августе исполнится уже 53 года, как «В джазе только девушки» вышли на экраны СССР и вызвали не меньший ажиотаж, что и семь лет до того в США, доказав, что смех, любовь, музыка и женское очарование понятны любому зрителю, независимо от страны, политики и времени.

    Сергей БАЛАХНИН, фото-коллаж автора
Яндекс цитирования