Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
    Экология и Закон
1 Апреля - день смеха
    Шутки в сторону!
Возвращаясь к публикации
    Должны и обязаны!
НА ЗЛОБУ ДНЯ
    Оступившимся верить
    Нам бы «рой» мужиков… работящих!
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    «Степновская» жизнь
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    Пусть всегда будет солнце!
ПИСЬМО В НОМЕР
    Эповы, отзовитесь!
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    Помогите найти…
НА ЗАМЕТКУ
    Чтобы встреча сбылась
ТелеМАНИЯ
    Кинокотовед о котоматографе
НИ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
    Когда страна погружалась в бездну…
ПРОШУ СЛОВА!
    О любимом писателе
ЗНАЙ НАШИХ!
    Крещённый Викторией
МЫ ЖИВЫ, ПОКА ЖИВА ПРИРОДА
    Здрасте, снасти!
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Пей, косуля, пей, серый волк
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    Знай свои права
Верим. Надеемся. Ждем.
    Быть ли туризму в нацпарке «Чикой»?
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
ФАЗЕНДА
    Если картофель гниёт
Выпуск № 12 от 28.03.2017 г.
Кинокотовед о котоматографе
Всем мяу-привет! Я опытный эксперт-кинокотовед и синема-кошколог Фокс Фоксович. Предупреждаю: на всякие там глупые, безымянные «кысь-кысь» не откликаюсь. В связи с наступлением кошачьих, развесёло-песенно-мявчущих деньков не ждите никакого телемани-ведущего, ибо лучше меня, мур-ррр, никто не расскажет о мировом кинема… нет… мя-яяя… котоматографе и его актёрах.
Мнение о «венце творения»

    Начну с того, что существуют люди, которые не любят кошек, коих на сегодняшний день на планете насчитывается порядка 600 миллионов (!). Больше того: по невежеству и простоте своей люди считают себя венцом мироздания. Мяу-ха-ха-ха! Между тем, вот уже более 10 тысяч лет мы, удивительные мяукающие существа являемся неотъемлемой составляющей цивилизации человека и правим этим «венцом». Впрочем, некоторые homo это прекрасно осознавали. Легендарная працивилизация атлантов оставила в наследие древним египтянам кошек, и те почитали их как священных животных и даже более. Согласно одной довольно экзотической гипотезе некоторых палеозоологов, обычные современные домашние кошки являются далёкими потомками животных, завезённых на Землю с другой планеты. Вероятно из системы звезды Сириус.
    «Человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку», – утверждал Бернард Шоу. «У кошки слишком большая душа, чтобы быть бессердечной», – высказывался Эрнест Менол. «Даже самое маленькое из кошачьих – совершенство», – уверял Леонардо да Винчи. Есть ещё верное мнение: «Собаки думают, что они люди. Кошки думают и знают, что они боги».
    Зная все многократные физические превосходства кошки над человеком в зрении, слухе, обонянии, вестибулярном аппарате, живучести и стойкости в этом мире «мощностью» аж в 9 жизней (!), а также её нередкое равенство (а то и превосходство) по интеллекту, смекалке, отваге, хитрости и... чувству юмора, с этим просто невозможно не согласиться.
    А сейчас самое времечко помурчать-поговорить о главном – о кошках в кинематографе.
    
Размышление о котоматографе

    Несмотря на достижения современной аниматроники и компьютерной графики, киношники по прежнему предпочитают иметь дело с живыми «актёрами». Но брысь, кавычки! Мы и есть актёры. Даже получше людей, потому что нам не нужны роскошные авто, виллы, фото в глянцевых изданиях, «оскары» и многомиллионные гонорары (ну разве что приличная «закусь»). Мы не страдаем звёздной болезнью, не даём интервью. Вместо имён у нас клички-прозвища, а вместо документов «усы, лапы, хвост».
    И переиграть люди-актёры нас никогда не смогут. Стоит коту или кошке появиться хоть на несколько секунд в сцене любого фильма, любой страны, вы все будете смотреть только на них, загипнотизировавших своей красотой, неотразимостью, изяществом, совершенством и много ещё чем. Истину мяучу!
    И всё-таки режиссёры не слишком торопятся брать нас на главные роли в кино: мы мало поддаёмся дрессировке, поскольку слишком горды и независимы, а если идём на запланированный трюк, то исключительно ради игрового интереса. Неслучайно фильмов, где кошаны исполняли бы главные роли совсем немного: «Гарри и Тонто» (1974), «Кот из космоса» (1978), «Дорога домой: Невероятное путешествие» (1993), «Кошки против собак» (2001), «Котёнок» (1996), «Этот ужасный кот» (1997), «Девять жизней» (2016), «Уличный кот по кличке Боб» (2016) и ещё не более полутора десятка картин. А вот в небольших эпизодах, в ролях домашних любимцев и уличных бродяг-хулиганов снято довольно. Главный же котоактёрище – вот...
    
Великий Рыжий

    Одним из первых, ещё в 1950-60-е годы процарапавший свой путь в кинокарьере и ставший знаменитым, был рыжий-полосатый Оранджи (стало быть, Рыжий, а то и Рыжик, по-русски) из США. История этого «парня» похожа на историю Золушки. Однажды в сад некой Агнесс Мюррей где-то под Лос-Анджелесом явился драный, побитый, голодный кот. Как раз в эти же дни кинокомпания «Paramount» объявила о подборе кота «с отвратительным характером и со шрамами на морде» для съёмок в картине «Рубарб» (реж. Артур Любин). Миссис Мюррей отправила фотки Оранджи на студию. За шесть месяцев поиска нужного кота было просмотрено 500 кошанов обоего пола, прочитано 3000 писем с кошачьими снимками, но на роль был выбран Оранджи, набравший к тому времени 6,5 кг чистого веса.
    Права на обучение кота работе в кино выкупил дрессировщик Фрэнк Инн. Оранджи сразу показал свой природный творческий нрав (как и хотела кинокомпания) – царапался, шипел, плевался, кусался, дрался, как чёрт, не только с киношниками, но и со своими напарниками-дублёрами, коих было более двух десятков! Досталось даже главному продюсеру картины, из-за чего он называл рыже-полосатого «самым дрянным котом в мире».
    Когда надоедало работать «в кадре» Оранджи удирал со съёмочной площадки, и Инну пришлось ставить на выходе сторожевых овчарок. Случалось, и это не помогало – кот каким-то образом обдуривал здоровенных, лающих от досады балбесов. В конце концов фильм «Рубарб» был всё-таки снят, вышел на экраны в 1951 году. Котокомедия со спортивно-бейсбольно-авантюрным сюжетом имела бешеный успех и соответствующую кассу и всё, благодаря главному актёру, которого восторженная публика окрестила по имени центрального героя – Рубарбом (с англ. дословно «Ревень»). Успех был такой, что рыжему, первому из котов в истории кинематографа, был вручён золотой «Оскар» для животных – высшая премия «Пэтси». Премия появилась в 1939 году по инициативе американской Ассоциации по защите чести животных-актёров; кстати, именно Ассоциация ответственна за появление в конце фильма и телепередач ныне знаменитой и обязательной фразы: «Ни одно животное не пострадало». Премия просуществовала до 2011 года, а затем заменена другими поощрительными «штучками» для котов, собак, лошадей, дельфинов, барсуков и т.д.
    Второй такой «Оскар» рыжий кот получил за роль в классическом фильме «Завтрак у Тиффани» (режиссёр Б. Эдвардс, 1961 год) с участием блистательной Одри Хепбёрн, которую он умудрился «переблистать». А заодно заявил «воспитательными» царапинами и укусами, кто в кадре хозяин. Всего Оранджи засветился аж в 500 фильмах, телепрограммах, рекламных клипах и заработал свыше 250 000 долларов для своего дрессировщика (и себя любимого)!
    
Хитро-рыбный Динамит

    Любопытно, что для некоторых киношников участие кота в съёмках было непременным условием. Таким режиссёром был легендарный Леонид Гайдай. Во всех его фильмах присутствовали коты, в основном чёрные. Режиссёр твёрдо верил в мистическую силу чёрных кошек, которые приносили ему удачу. Правда, во время съёмок дела шли не всегда гладко. Так, во время работы над комедией «Иван Васильевич меняет профессию» чёрный котище по имени Динамит должен был по сценарию упасть в аквариум с роскошными большими золотыми рыбками. Воды Динамит не боялся – сидел спокойно у аквариума и ожидал начала съёмок. Кота посадили на гардину, откуда он должен был грохнуться в воду. Когда была дана команда «Мотор!», стоявший рядом Александр Демьяненко крикнул, что в аквариуме нет ни одной рыбки. Взгляды устремились на безмятежного Динамита, сидящего на гардине, но… шерсть кота была сухой! Директор фильма, ругаясь, выделил дополнительные деньги на дорогостоящих рыбок. Съездили в зоомагазин. Пока выставляли свет для съёмки, рыбки вновь исчезли. «Закипающие» киношники не рискнули обращаться к руководству, а сбросились и купили ещё пяток рыбок. А Гайдай всё же дал команду: «Следите за котом!»
    Выяснилось, пока «глупые» люди возились с аппаратурой, хвостатый актёр быстрым движением опускал кончик лапы в аквариум – подманивал рыбу коготком, а затем стряхивал капельки воды и вновь сидел с невинным видом. Когда рыба поднималась к поверхности, Динамит мгновенно поддевал трофей и лихо забрасывал в ящик из-под кабеля, стоящий на противоположной (!) стороне декорации комнаты. Интересно, что кошан был сытым и делал заначку вероятно на случай «голодных невзгод». Динамита, как злостного расхитителя «социалистической собственности», пришлось на время отстранить от съёмок и пригласить кошку, равнодушную к рыбалке. Дорогих золотых рыбок (рисковать больше не захотелось) заменили на более дешёвых. Хозяин Динамита на следующий день звонил на студию, долго извинялся и поинтересовался: надо ли отдать трёх рыбёшек, которых он нашёл в кармане собственного пальто...
    Уф... Притомился я что-то. Пойду пока молочка выкушаю и когти подточу...
    Ваш рыже-полосатый кинокотовед, Фокс Фоксович. Мяу!

    Нелёгкая котская творческая киножизнь: усато-хвостатые актёры и дублёры, «кысьные» стимулы в кадре и за кадром, кошачьи гонорары, приключения Чубайса в «Музыкальном лабиринте» или, Как я снимался с кошанами (признание автора читинской телешоу-программы). Коты-кинокосмонавты – народ мстительный… Кошаны «фирменные» и не очень. И прочие киномяу-интересности в следующий раз.

    Сергей БАЛАХНИН, фото-коллаж автора
Яндекс цитирования