Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ПЕРЕДОВИКИ
    «Нива» на нивы «Гэрэла»
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Конфеты с секретом
СИТУАЦИЯ
    Как в Сретенске дрова подорожали
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    С мечтой о ВДВ
АКТУАЛЬНО
    Фестиваль дорожной безопасности
ДЕНЬ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
    Доктор Конфета
ЗНАЙ НАШИХ!
    Если бы я была президентом…
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    Ты живи, моё село
1941-1945
    Разлучённые войной
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    «Это нужно не мёртвым, это нужно живым!..»
ТелеМАНИЯ
    Удивительные приключения андроида и… школьника
И Я ТАМ БЫЛ...
    Браво фестивалю на Ононе!
ВЫХОД В СВЕТ
    Сыграть в игру
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Ундино-Поселье играет в регби
ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
    Импульс от пенсионера
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    «По моему хотению»
КОПИЛКА ОПЫТА
    Лучшие практики малого бизнеса
ОТКРОВЕННО О ЛИЧНОМ
    Роковая любовь
    Женщина – жертва мужчины-тирана
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    «…Есть трава заговорённая – подорожник молодой…»
ФАЗЕНДА
    Морской гость на вашем столе
    Чтобы огурцы плодоносили долго
    Внимание: подгрызающая совка!
Выпуск № 23 от 13.06.2017 г.
Браво фестивалю на Ононе!
Отмахав 250 км от Читы, автор статьи прибыл на фестиваль с непонятным названием «Онон: Связь времён и народов», имея желание побывать на всех днях редкого на селе события. Гости же и участники начали прибывать ещё за день – расстояния-то забайкальские большие. Встречали их в лагере «Звёздный», что в 7 км от Нижнего Цасучея…
    На I этноэкологический фестиваль «Онон: Связь времён и народов» съехались творческие коллективы 13 районов Забайкалья и Читы. Хотел приехать даже коллектив из Бурятии – из Кижинги, но не получилось. Их намерение было озвучено в теленовостях республики. А первыми на берега Онона прибыли самые дальние участники – фольклорно-этническая группа из Тунгиро-Олёкминского района, они провели в пути более суток. Не менее 800 км проехали красночикойцы. Трудный путь по большаку вниз по Онону преодолели кыринцы из Билютуя, одного из двух семейских приононских сёл. Другим гостям фестиваля, кроме приаргунцев, было легче – до Нижнего Цасучея идёт асфальтированная трасса от «федералки» на КНР. Из некоторых районов приехало по несколько делегаций, творческих коллективов было больше, чем число районов. Наиболее известными и именитыми являлись читинцы в лице фолк-ансамбля «Читинская слобода», который и задал тон всему фестивалю. Но и многие другие коллективы, даже такие, как «Вариант» из маленькой Усть-Борзи, показали высокий уровень мастерства на этом большом сборе с необычным названием – этноэкологический фестиваль.
    
Что же такое этноэкология?

    Термин понятен как будто сразу, но это на первый взгляд. Что такое «этно» – понятно. А вот с экологией нужно разбираться, оговорившись сразу, что речь идёт не об экологии природы и окружающего мира, которая у всех на слуху, а об экологии духовной составляющей человека. Автор статьи знал, что в словарях такого понятия вообще нет. В интернете же, конечно, есть всё. Итак, этноэкология – это наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нём в рамках традиционной культуры. Как указывается в программе фестиваля, главными идеями его стали развитие интереса к традиционной культуре, укрепление межэтнических и межконфессиональных связей, выявление самобытных коллективов и исполнителей Забайкальского края, привлечение внимания к изучению, защите и сохранению истории, культуры и природы Приононья. По документу это мероприятие выглядит довольно сухим и заорганизованным. Но на самом деле фестиваль стал настоящим праздником и не оставил равнодушным никого из присутствующих.
    
День второй и основной

    Этот день фестиваля целиком прошёл в райцентре на концертно-сценической площадке стадиона под жарким уже солнцем, от жгучести которого зритель иногда сбегал в тень. Но как только начинался новый номер, народ быстренько подходил к открытой всем ветрам и солнцу летней эстраде. Неподалёку расположились выставки прикладных искусств, музейные экспонаты, галерея народных художников, сувенирные экспозиции и многое другое, в том числе торговля и даже саженцы в качестве «экологического» товара. Особенно же быстро собирался народ, когда на сцене выступали хорошо подготовленные, по-настоящему талантливые артисты, которых было много. Состоявшиеся же, как фолк-ансамбль «Читинская слобода», неизменно притягивали к себе всеобщее внимание. Завораживало исполнение казачьих песен. Казалось, не хватало здесь только скрипки. По свидетельствам, у нас в старой казачьей жизни скрипка была в большом почёте, да только забылось это в советское время. По мнению автора, поклонника песни и музыки, из-за утраты скрипки игра казачьей песни много потеряла. Может быть, услышим скрипку в казачьей песне на следующем фестивале. Историки знают, что потомки урульгинских казаков в составе оркестра из 33 самодеятельных скрипачей выступали даже в Большом театре Москвы в дни партсъезда в середине прошлого века. Если скрипка возродится у казаков, то появится ещё одна ниточка между временами.
    Была надежда услышать на фестивале и другой интереснейший инструмент. Морин-хур после почти полного исчезновения из жизни бурят Забайкалья вдруг снова появился и звучит на концертах. Хотелось услышать его без усилителей и микрофонов, которые искажают звук. Насколько же приятнее слушать инструменты и голос певца без фонограмм. К счастью, на фестивале было много живых голосов и музыки, так и должно быть. Автор помнит, как было интересно слушать духовую музыку в улан-удэнском кинотеатре «Прогресс», когда её играли перед фильмами. Кино можно было и не смотреть после пьесы, исполненной на саксофоне или трубе. А ещё раньше в парке любого города играл духовой оркестр, собиравший ценителей живой музыки. Жизнь, конечно, идёт вперёд, всё меняется. Но исторические корни никак нельзя забывать, переключаясь на псевдокультуру.
    Проведя весь день на солнцепёке у сцены, автор этих строк был сполна вознаграждён увиденным и услышанным. Сначала это были интересные, колоритные сценки из театрализованных представлений, иногда настолько живых, что, казалось, действие происходит уже не на сцене, а в действительности, и пастушок из мини-спектакля и есть настоящий деревенский пастух. Многие коллективы носят казачьи названия, например, «Станишники» или «Мирсановский караул». Потому-то везде были видны жёлтые лампасы и околыши забайкальских казаков. Самые же яркие костюмы были у чикоянок, которые, разыгрывая весёлые сценки и рассказы, плавно переходили на многоголосие красивых семейских песен. В них запомнилось: «перяпели, перяпели… много песен» с «я» вместо «е». Наверняка так и пели на Руси во времена патриарха Никона. Запомнился журналисту также коллектив из Ясной Оловяниннского района «Казачий рубеж», имеющий традиционно тёплые отношения с хозяевами-ононцами. Да, казаков было много на фестивале, что не мудрено – полосой вдоль Онона сплошь идут сёла, появившиеся вначале как станицы и караулы. И даже в ансамбле с совсем не казачьим названием «Вариант» прекрасно исполнял песни молодой казак-солист, загорелый, как настоящий страж российских рубежей в дальних переходах к караулам. А как понравились зрителю симпатичные приаргунские казачки-певуньи в старинных платьях.
    Неказачьи коллективы, конечно, выступали в других костюмах. Кстати, из истории края: агинские буряты имели тесные связи с Забайкальским казачьим войском, по закону они ежегодно поставляли лошадей для казаков. Немногие знают, что хоринцы служили в казачьих войсках на дальних мензинских караулах. И увидев сегодня где-нибудь в Аге бурята в казачьей форме, надо полагать, что это казачий правнук, одевший форму по зову души, а предки его либо попали в жернова репрессий, либо частью ушли за границу в годы Гражданской войны или чуть позже. Одетый в красивейшие дэгэлы*, бурятский коллектив на одном дыхании исполнил песню-магтал*. Представители этой делегации из посёлка Могойтуй от души поздравили всех с праздником, вручили хадаки* хозяевам и исполнили всем известный ёхор, очень понравившийся зрителям. Браво! Бурятские песни, всегда прекрасные у могойтуйцев, были приняты просто на ура.
    Подлинное театральное искусство показала женская фольклорная группа из Нового Дурулгуя. Затем пришёл черед вокала и танца в «Песнях и танцах нашей молодости». Тогда-то полностью насладились прекрасными выступлениями любители вокального искусства, к числу которых относит себя и автор. Особенно затронула их сердца песня «Русь православная» в исполнении Ларисы Сафоновой из Малеты Петровск-Забайкальского района. Из мужчин блеснул ононец Альберт Духновский. А ещё в первой части дня «засветились» певицы из Хилка и дульдургинского Токчина Туяна Осорова и Намсалма Доржипаламова. И всё это мастерство, показанное во всех жанрах фестиваля, умноженное на талант и задор исполнителей, вызывало такой восторг, что у зрителей само вылетало из уст: «Браво! Браво!» и даже «Бис!» Хоровые коллективы тоже вызывали массу положительных эмоций, особым задором выделялась группа «Россияночка» из центра казачьего искусства села Чиндант 1-ой Ононского района.
    
День третий

    Третий день выдался ещё жарче. Народ устраивался больше в тени. Здесь, в «Звёздном», работала торговля, люди то и дело подходили к точке с мороженым. С самого утра гости знакомились с «Деревней дружбы», которая являлась одной из основных «фишек» фестиваля. В «Деревне» прошла презентация подворий, состоящих из жилищ народов и этносов Забайкалья – русская изба, бурятская юрта, эвенкийский чум, татарский двор и казачья горница. То, что показывалось здесь, можно было назвать музеем и материального, и нематериального культурного наследия народов нашего края.
    На будущий год гостей и туристов должно быть больше. Про всё, что происходило на фестивале, не расскажешь, надо побывать самому и увидеть всё своими глазами. Ближе к закрытию студенты-выпускники Забайкальского училища культуры провели реконструкцию празднования Троицы. Провели блестяще, как хорошо подготовленный мастер-класс, поскольку студенты на этом представлении сдавали заодно и выпускной экзамен, как оказалось. Экзамен, похоже, они сдали на «5».
    До самого окончания фестиваль сопровождали песни, куда же без них. Напоследок запомнилась татарская в исполнении новокургатайцев из Акши. Песня эта была услышана автором очень давно, в детстве, когда пели её под гармошку первые переселенцы-татары из Башкирии в одном из сёл на юге Забайкалья.
    
Где будет фестиваль в будущем году?

    Вопрос о месте проведения следующего фестиваля пока открыт, он решался на закрытии. Лучшие условия, как в комплекс «Звёздного», едва ли найдутся по Онону. Тут тебе и сцена, и река рядом, и обустроить участников можно. Главное, не забыть про навесы. Немаловажно, что здесь сходится несколько межрайонных дорог. Жаль только лес около села и «Звёздного», сильно погоревший в 2012 году. Пеньки вплоть до горизонта служат наглядным уроком, как не надо обращаться с природой. Проблемой будет, скорее всего, увеличение числа гостей-туристов, всё-таки ещё не полностью раскрыт потенциал здешних мест и самого Онона. Народу должно быть больше.
    Закрытие празднества прошло ярко и запоминающеся. Награды достались практически всем участникам и организаторам. Из официальных лиц фестиваль закрывали замминистра культуры Забайкальского края Алексей Бочкарников и глава Ононского района Ятур Танхаев. А открывали министр Елена Михайлова и глава Агинского Бурятского округа Бато Доржиев. Зрителей на закрытии собралось много, и они только после проведения общего хоровода стали разъезжаться, как и участники, тоже довольные и усталые. Одна из приезжих гостей, работница культуры села, рассказала автору, что за эти три дня она отдохнула здесь всей душой и сердцем, забыв напрочь про всё: и про трудную нынешнюю жизнь в глубинке, и надоевшее порядком безденежье и другие-прочие беды и горечи и возвращается домой без охоты. Следующий фестиваль-праздник в сельской глубинке должен получиться лучше. Начало положено.

    Глеб Дурманов, фото автора и Е.Епанчинцева
    
    *хадак – традиционный у монгольских народов вид почётного подарка в виде шарфа;
    *магтал – восхваление, благодарение;
    *дэгэл – бурятская шуба.
Яндекс цитирования