Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    С пользой для людей
СРОЧНО В НОМЕР
    Деньги или люди?
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Грантополучатели из урочища Такулай
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
    Умён Платон, да скучен Геродот
ПРОШУ СЛОВА!
    О людях хороших…
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Солдат забытой войны
НУ И НУ
    У России «в плену»
ТелеМАНИЯ
    Кинолюбитель № 1. Часть 2
ОТКРОВЕННО О ЛИЧНОМ
    «Спасибо, что ты – моя мама!»
ЯЗЫКОМ ЦИФР
    Миллионы для мам и детей
ВЫХОД В СВЕТ
    Всё вверх дном!
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Не в Вену, а в Улан-Удэ!
МЫСЛИ ВСЛУХ
    Чтобы помнили
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Значит, рано, друзья, нам к причалу
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Пусть все флаги в гости к нам!
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Хищники на генном уровне
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    Тепло и стильно – унты!
Выпуск № 47 от 28.11.2017 г.
Кинолюбитель № 1. Часть 2
Тонкий знаток «важнейшего из всех искусств», его верный поклонник, одновременно зритель, сценарист, продюсер, режиссёр, актёр, критик… Продолжаем разговор о кинолюбителе № 1 СССР – Иосифе Виссарионовиче Сталине.
С заботой о «Ленине» и наказании

    Помимо «главнокомандующих» съёмочных площадок – режиссёров, вождь внимательно следил за работой актёров. Особенно тех, кто воплощал образы первых лиц государства.
    Когда Сталину 7 октября 1939 года сообщили, что скончался после болезни Борис Щукин, актёр, блистательно исполнивший роли вождя мирового пролетариата в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», реакция генсека была довольно интересной. Он написал: «Голосую за похороны на Новодевичьем кладбище, но хотел бы знать, кто лечил Щукина, почему не сообщили нам о его болезни, о её характере. Предлагаю немедленно расследовать это дело без шума, поручив расследование лично Вышинскому (прокурор СССР с 1935 по 1939 гг. – Прим. автора) и Берии. Виновных наказать самым строгим образом». Из чего следовало, что отношение к актёрам идеологически важнейших фильмов у Сталина было как к своим собственным заместителям.
    
О «товарищах Сталиных»

    Ещё детальней Иосиф Виссарионович интересовался фильмами, где сам выступал в качестве одного из персонажей: так, он лично давал указания Алексею Каплеру, когда тот писал сценарий к фильму Михаила Ромма «Ленин в 1918 году».  То же несколько позже происходило и с легендарной картиной «Падение Берлина» Михаила Чиаурели. И хотя образ вождя, подобно ангелу в белом кителе, спустившемуся 9 мая 1945 года с небес на самолёте прямиком в поверженный Берлин к толпам восторженных воинов армий победителей и узников концлагерей стран всей Европы, мягко говоря, не соответствовал действительности, Сталину очень понравился... В реальности глава страны никогда не летал на самолёте. В Германии появился впервые только 16 июля 1945 года для участия в Потсдамской конференции. Был всегда окружён неприступным кольцом охраны.
    После просмотра смонтированных фильмов с его «участием» главный советский кинолюбитель обычно спрашивал: «Где мы уже видели этого актёра?» Часто приглашал к обеду своих кинодвойников. Однажды он спросил лучшего из таких «Сталиных», Михаила Геловани: «Как вы собираетесь дальше играть товарища Сталина?» «Буду играть таким, каким люди его видят», –  ответил сообразительный актёр. «Правильный ответ», – засмеялся Иосиф Виссарионович и подарил ему бутылку коньяка.
    
Генсек и Звезда

    Трепетно Сталин относился и к «обычным» артистам. Особенно любил Бориса Бабочкина, Николая Крючкова, Николая Черкасова, Бориса Чиркова, Любовь Орлову. Так, познакомившись лично в середине 1930-х годов с Любовью Петровной, он часто приглашал актрису в Кремль, нередко звонил по телефону. Однажды, когда Орлова, отвечая на вопрос генсека, не обижает ли её муж, режиссёр Г. Александров, сказала: «Бывает, но редко», Иосиф Виссарионович мрачно пошутил: «Скажи ему, что если он будет тебя обижать, мы его повесим!» Легко догадаться, что ощутил главный комедиограф страны, когда его жена передала сказанное...
    И ещё один такой любопытный факт, связанный с первой кинозвездой СССР. 16 октября 1941-го фашисты стояли у стен Москвы. В городе начали проявляться следы паники. Лично по распоряжению Сталина на афишных тумбах и стенах домов были расклеены гастрольные афиши Орловой – это ощутимо помогло сбить волну паники. Люди поняли, что оборона Москвы продолжается и столицу не сдадут.
    
Целованию и «прочему» – нет!

    Как известно, Иосиф Виссарионович отличался крайним пуританством. Подвергнув жесточайшей критике вторую часть картины Эйзенштейна «Иван Грозный» (первая была отмечена высшей наградой страны – Сталинской премией 1-й степени), помимо строгих замечаний, он раздражённо добавил: «...А ещё ваш Иван слишком долго целуется с женой!»
    В другой раз, когда Иван Большаков (председатель комитета по делам кинематографии) показал генсеку фильм, где был эпизод с обнажённой танцовщицей, тот закричал: «Вы что, Большаков, содержите бордель?» и в гневе выскочил из зала. 
    В «Волге-Волге» Сталина шокировал страстный французкий поцелуй актрисы Орловой с актёром Тутышкиным, и он с такой яростью приказал его вырезать, что на некоторое время поцелуи в советских фильмах были вовсе запрещены.
    
А впрочем...

    Если принципы сами начинали «противоречить» делу, ими можно было пренебречь. Так, к примеру, режиссёр, классик не только отечественного, но и мирового кинематографа Александр Довженко попал в опалу генсека из-за своей картины «Земля» (упоминалось в прошлой «Телемании»). Но вот что интересно – незадолго до выхода фильма на экраны «противоречащие советской политике элементы» были вырезаны, а «порнография» в виде единственного маленького эпизода... осталась. В кадре одна из главных героинь картины – деревенская девушка Наталья, узнав о гибели своего жениха, революционера Василя, мечется в истерике по хате полностью обнажённая. Бегать голышом (безо всяких «эротических каскадёров») пришлось актрисе Елене Максимовой («Молодая гвардия», «Два капитана», «Высота»). Разумеется, ни о каком лиризме и уже тем более о телесной чувственности здесь не было и речи: была личная трагедия, протест изолгавшейся церкви, классовая борьба против кулачества. Это было революционное искусство в чистом виде. Видимо,  потому великий знаток и любитель кино и вместе с тем ярый противник «обнажёнки» на экране Сталин этот эпизод в последний момент распорядился оставить.
    Другой пример. В полнометражной документальной картине Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929) время от времени в кадре фигурируют частично (и полностью) обнажённые женщины, и даже коротко демонстрируются роды с подробностями. 
    
На табуретке против Голливуда

    Нередко Иосиф Виссарионович был настолько очарован кино, что принимал всё снятое за реальность. Как-то он пересматривал в очередной раз картину «Смелые люди». В зале присутствовал режиссёр Георгий Александров. Когда Сталин увлёкся и воскликнул: «Эх, здорово скачет артист Грибов», Александров решил пояснить: «Товарищ Сталин, он не скачет. Это приём такой. Комбинированные съёмки – он на табуретке подпрыгивает». Сталин жутко обиделся: «И что, вы хотите на этой табуретке обогнать Голливуд?»
    
Кино – в жизнь 

    Иосиф Виссарионович довольно часто путал, намеренно или ненамеренно, искусство с реальной жизнью, уделяя большое внимание деталям. Например, в сцене одного из фильмов, где показан партийный съезд, Сталин требовал, чтобы звучали именно такие аплодисменты, как на настоящем съезде, и чтобы оркестр не звучал. Он писал: «Такого не может быть». 
    Посмотрев фильм об адмирале Ушакове – флотоводце времён Екатерины II – генсек под его воздействием вдруг решил строить гигантский флот. Когда Сталин собрался увеличить налогообложение и без того небогатых крестьян, и ему сказали, что они слишком бедны и не в состоянии платить налог, он сослался на фильм. 
    В 1935 году, увидев первый в мире полнометражный советский научно-фантастический фильм о межпланетном путешествии «Космический рейс» (реж. В. Журавлёв), генсек уже тогда серьёзно задумался о реальной перспективе освоения космоса. Те же ракеты можно было использовать и в военно-оборонительных целях. Спустя несколько дней после просмотра, он отдал приказ о разработке нового вида вооружений. Как в воду глядел. 
    
Кино делает политику

    В «Падении Берлина» (1949) его уже волновал не столько Гитлер и разгромленная Германия, сколько нынешние противники – англо-американские империалисты. Поэтому большое внимание было уделено коварным планам американцев и англичан по сепаратному миру с Германией.
    Во время работы над фильмом «Адмирал Нахимов» (Сталинская премия 1-й степени, 1947) рассказывающем о великом флотоводце и его главной победе – Синопском сражении, где был разбит турецкий военный флот, Иосиф Виссарионович потребовал от режиссёра Всеволода Пудовкина обязательно учесть возможную динамику в реальных политических отношениях Турции и США. 
    Ещё не вышедшую на большой экран картину Сергея Юткевича «Пржевальский» (1951) Сталин отправил для ознакомления китайским товарищам. Возникла конфликтная ситуация: Мао Дзэдун посмотрел фильм, и ему не понравилась трактовка китайцев в исторической перспективе и т.д. Иосиф Виссарионович, с большим уважением относившийся к братскому народу коммунистической Поднебесной, лично проконтролировал перемонтаж спорных эпизодов. В конечном итоге картина только выиграла.
    «Ртутное» покушение киномеханика. Сталин, Чаплин и Геббельс. «Безъязыкий» кремлёвский переводчик. Молотова – к гангстерам! Правда о «малокартинье». Это сладкое, сладкое «трофейное кино». Убить ковбоя! Первый советский «ремейкер» и первый «кинопират». Финальная часть разговора о величайшем кинолюбителе СССР – в следующей нашей встрече.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования