Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    Качество по-забайкальски
ЛЮДИ И СУДЬБЫ
    С «научинкой» да с крестьянской сметкой
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Самый лучший мёд – забайкальский!
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    Об итогах работы парламента – из первых рук
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
    Халхин-Гол в истории моего села
ТелеМАНИЯ
    Экипаж ангелов неба. Часть 1
ДАТА
    «И на длинной, и на средней, и на самой короткой волне…»
КРИК ДУШИ
    Прекратите «убивать» медицину на селе
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ВЫХОД В СВЕТ
    «Мастер и Маргарита» в Чите
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Межсезонье
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Не попрощались
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    «Шахтёр», забей!
ФАЗЕНДА
    Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
Выпуск № 36 от 04.09.2018 г.
Экипаж ангелов неба. Часть 1
Голос неба... Нет, не Глас Небесный в возвышенно-религиозном смысле этого понятия... И не раскаты наэлектризованных облаков. И не рулады пернатых. Нет, простой, будничный, привычный голос мирного неба XX и XXI веков: гул, рокот, грохот, жужжание...
    Мы слышим его каждый день и каждую ночь. А если бросить взгляд вверх то... видим его. Вернее, тех, кто его издаёт – крылатых металлических чудо-птиц, коих ведут в небесах невидимые с земли мужественные люди. Команда, подобная ангелам-хранителям пассажиров и грузов. Команда работяг и ежедневных, ежечасных героев неба, способных противостоять стихии, ураганам и даже неистовству огненных чудовищ... Команда из двоих... троих... четверых... Они действуют в реальности. Они действуют на экране. Имя им – «Экипаж». Сегодня речь о нём...
    В истории отечественного кинематографа снято немало фильмов,  посвящённых «ангелам» (или даже «дьяволам») неба, но основная их масса рассказывает о лихой военной године и сражениях ведомых ими металлических птиц. Мирные небеса и будни экипажей гражданских и грузовых воздушных судов не слишком интересовали режиссёров большого кинематографа. Террористов-захватчиков самолётов, придающих сюжету остроту, – в советском кино почти не было (исключения: «Похищение «Савойи» режиссёра В. Дормана, 1979, и позднеперестроечный «Взбесившийся автобус» Г. Натансона, 1990). Оставались стихия и «технический фактор». Но и здесь желающих связываться со сложными спецэффектами (компьютерная эра в кино едва только зарождалась) и трюковыми съёмками, обязательными для лент такой тематики, тоже было немного. И всё же попытки были...
    Особняком в отечественном «гражданском авиационном» кинематографе всегда стоял один фильм, ставший первым в СССР представителем жанра «фильм-катастрофа», технотриллер и блокбастер «Экипаж», поставленный мастером, режиссёром Александром Миттой, с великолепным экипажем актёров, зрелищными трюковыми съёмками и блестящим саундтреком современного классика – композитора Александра Шнитке.
    
Жили-были пилоты, самолёт и... драконище

    Ныне мало кто поверит, что первый советский фильм-катастрофа, технотриллер, захватывающий блокбастер изначально задумывался как... сказка! Задолго до 1973 года уже маститый режиссёр Александр Митта снявший популярные картины «Друг мой Колька», «Точка, точка, запятая», «Как царь Пётр арапа женил», дружил с легендарным советским киносказочником Александром Птушко и считал его своим духовным отцом.
    Гения Александра Лукича частенько интересовали не столько актёры на площадке, сколько всякие фантастические трюки и спецэффекты (хотя и актёрские работы, и режиссура в его картинах были на высоком уровне). Именно Птушко привил вполне «земному» режиссёру любовь к киночудесам. Надо заметить, что ни один фильм Митты не обходился без помощи комбинированных съёмок, придуманных мастером-сказочником. После ухода Птушко из жизни в 1973 году созданный им уникальный, не имеющий аналогов в мире, цех комбинированных съёмок на студии «Мосфильм» начал приходить в упадок. Тогда и пришла Митте мысль создать нечто такое, где можно было бы при помощи наследия великого киносказочника и собственных наработок развернуться в полную силу. Создать зрелищный фильм более высокого уровня, чем создавал Голливуд. Причём ему, как бывшему архитектору (закончил МИСИ им. Куйбышева в 1955 году), хотелось создать именно какой-нибудь «инженерный» проект, какого раньше никто не видел.
    Сначала виделся сюжет, где на некий современный, полуфантастический город-мегаполис нападают тёмные таинственные силы и вызывают землетрясения. Рушатся здания, дыбится земля... Но выяснилось, что «сейсмические» фильмы уже есть в США и у японцев. Затем появилась идея современной... сказки, героями которой были терпящий бедствие самолёт с пассажирами и отважные лётчики, за которыми гонится некое зловещее огненное чудовище, пытающееся уничтожить крылатую машину. Накидав задумку в блокнот, Александр Митта в тот же 1973 год решил проконсультироваться о возможности воплощения идеи в Министерстве гражданской авиации СССР, где встретился с министром Борисом Павлович Бугаевым.
    
Почему маршал сказок не любил

    Маршал авиации воспринял идею фильма крайне неприветливо: несколько месяцев назад первый советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 на авиасалоне в Ла Бурже (Франция) взорвался прямо в воздухе. И вообще, на тот момент престиж отечественного самолётостроения заметно пошатнулся. Новые Ту-154, дозвуковые, но мощные и безопасные, только-только начинали свои полёты, а тут приходит киношник и предлагает снять фильм о катастрофе советского самолёта со всеми подробностями, да ещё с каким-то «змеем-горынычем». «Аэрофлот» – самая надёжная авиакомпания в мире, а как её будут воспринимать после вашей страшной сказочки? Сняли бы лучше фильм о чём-нибудь более реальном!» – сказал с досадой маршал.
    
«Аэропорты», «Аэропорты», «Аэро...»

    После неудачной беседы режиссёр всё же остался верен идее и через некоторое время обратился к мэтрам советской кинодраматургии, Юлию Дунскому и Валерию Фриду («Служили два товарища», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»). Опытные сценаристы поддержали общую задумку Митты: фильм-авиакатастрофа. После романа Артура Хейли «Аэропорт» и последующей его экранизации фильмы – «аэропорты» посыпались один за другим, а за ними вереница лент-клонов «Аэропорт 1975», «Аэропорт 77», «Конкорд: Аэропорт-79» и т.д.) всё на ту же тему: воздушные террористы, последующие аварии в небе, борьба героев за выживание и т.д. Однако в СССР подобные ленты не демонстрировались. В общем, пробел фильмов с сюжетами-авиатриллерами в отечественном кинематографе был очевиден. И тогда авторы решили несколько изменить традиционный ход повествования фильмов-катастроф. Первую серию посвятить личным отношениям героев, а вторую – непосредственно землетрясениям, селевым потокам, пожарам и борьбе за выживание на борту самолёта. Огненного монстра, преследующего авиалайнер в полёте, сценаристы решили сделать неодушевлённым и «оставить» на земле. Для второй части к участию в сценарии авторы привлекли известного авиаинженера и преподавателя Бориса Уриновского, имеющего не только прекрасное знание своего главного дела, но и обладающего превосходной технической фантазией.
    
Опасный «Запас прочности»

    15 июля 1976 года на стол руководства «Мосфильма» легла первая версия сценария фильма с рабочим названием... «Запас прочности». Да-да, именно так первоначально называлась будущая советская культовая картина, первая в отечественном кино лента из жанра фильмов-катастроф. Интересно, что под этим же названием она фигурировала и в одном из номеров популярнейшего в СССР журнала «Советское кино» в статье-репортаже (с фотографиями), рассказывающей о съёмках нового фильма Александра Митты. Но вернёмся к сценарию...
    Ознакомившись с написанным, сначала руководители студии, а затем и Министерства авиации, обратили своё внимание на тот факт, что действие фильма происходит на территории СССР. Показать катастрофу советского самолета, да ещё такого надёжного, как ТУ-154... Это просто не лезло ни в какие рамки... Авторам было рекомендовано внести соответствующие «идеологическо-географические» правки в сюжет… Это был тот редкий случай, когда сценаристы согласились с вышестоящими инстанциями и быстро нашли блестящее «политическое» решение. Крылатая машина терпит аварию не у нас, а за границей (то ли где-то в Африке, то ли где-то на Ближнем Востоке), в городке нефтяников Бидри, в условиях тяжелейшего стихийного бедствия. Но приземляется-таки, благодаря героическим действиям экипажа, в Москве.
    Окончательный вариант сценария всем так понравился, что консультантом картины согласился стать замминистра авиации Сергей Павлов. У авторов «Запаса прочности» была своя «хитрая» выгода: такой консультант, как Павлов, одним своим телефонным звонком мог дать разрешение на съёмки в любом аэропорту не только Москвы, но и всей страны. Впоследствии так и было…
    По поводу названия фильма. С «именем» будущего блокбастера вышла такая история. Забегая вперёд, сообщу, что уже после монтажа фильма кинопрокатчики, увидев название фильма в ужасе шарахнулись: «Спятили вы, что ли?! Какой ещё «Запас прочности»?!! С таким названием фильму придёт полный п...!» Озабоченный и расстроенный Митта в аварийном порядке собрал всю свою команду. «Дам настоящие штатовские 100 долларов тому, кто придумает название фильму!» – заявил режиссёр. Пару недель творцы ломали головы, пока однажды сам Митта не вспомнил о том, как зовётся команда всякого плавающего и летающего судна. «Экипаж!» – безнадёжно крикнул режиссёр. «Во-ооо!» – взревели одобрительно коллеги. Прокатчики восприняли название с восторгом. Художники принялись спешно готовить главный титр картины.
    В середине июля 1976 года проект «Экипаж» (будем теперь его называть так) был запущен в производство.
    Что произошло дальше? Об этом в продолжении истории авиалегенды отечественного кино в нашем следующем «телемания»-полёте.
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования