Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Без огурцов не останемся
ПАМЯТЬ
    Специальный корреспондент «Колоса»
    Наш Герой
УГОЛКИ ЗЕМЛИ РОДНОЙ
    Нижние Ключи: детей бы учить да песни людям петь
ОТКЛИК
    Не будет вам «спасибо»
БЛАГОДАРНОСТЬ
    Оптимистическая история лечения
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    Почта-черепаха
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО
    Ишагинцы восстановили памятник
Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ
    Мангутцы, кланяемся!
ТелеМАНИЯ
    Пираты: романтика и правда жизни
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Рыбалка в промзоне. Страх и отвага
ВЫХОД В СВЕТ
    Сквозь экран телефона
НАШИ ЛЮДИ
    Душевный подрыв социальных работников
ЧАДО газета для детей и молодежи
    Партизанский отряд Пакулова
ТАЛАНТЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ
    Оживляя скульптуры
ФАЗЕНДА
    Литературная гостиная
    Забайкальская вольная поэзия
    Генератор идей
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
    Решать проблему нужно сообща
МЫ ЖИВЫ, ПОКА ЖИВА ПРИРОДА
    А у нас во дворе…
Выпуск № 23 от 09.06.2020 г.
Пираты: романтика и правда жизни
    Пират (от греч. «peiran» – «искать своё счастье») – морской разбойник.
    (Словарь иностранных слов, 1989)
    «...Пушки левым бортом – пали! Абордажные крючья – кидай... Мушкеты – готовь! Сабли, кортики, клинки – наголо! Три тысячи акул мне в глотку! На абордаж!» В синем небе полощет «Весёлый Роджер»... А вскоре будет делёж сокровищ, поножовщина, где-то и благородство, обязательно – поиск кладов на далёких островах, месть и самые невероятные приключения. Совершенно особые. Пиратские! Литературные и киношные. Особо переживаемые в дни самых длинных каникул мальчишками от 6 до 90 лет и даже девчонками… «Пираты Карибского моря», «Остров головорезов», «Приключения капитана Блада»» и свыше пары десятков «Островов сокровищ», одному из которых, самому, пожалуй, удачному, притом производства СССР, исполняется в этом году 40 лет! О нём будет отдельный разговор. А сейчас в «Телемании»...
    
Романтика чёрного флага и парусов

    Кто из нас с детства не был влюблён в героев Даниеля Дефо, Роберта Льюиса Стивенсона, Эжена Сю, Майн Рида и Рафаэля Сабатини? Пираты – смелые крутые парни с мушкетами, саблями и ножами, играющие с судьбой в орлянку, где выигрыш – сокровища, а проигрыш – прямая дорога в ад. Благородные и коварные, красивые и страшные, литературные и киношные джентльмены удачи прошлого, настоящего и даже будущего заставляют в восторге захватывающих приключений учащённо биться сердца мальчишек всего мира всех возрастов. Восхитительная романтика на книжных страницах и кадрах киноплёнки! А рождалась она так…
    
Локации корсаров

    Особый интерес у целого ряда морских романистов прошлого, а затем и кинематографистов вызывал период времени примерно с XVI века по XVIII. События, интересовавшие писателей, происходили примерно в одном и том же районе планеты, а именно – на просторах Атлантики, её юго-западных тёплых морей, заливов и островов Ост-Индии. Именно в то благословенное и одновременно проклятое время явилась миру «профессия» морского разбойника – пирата. Впрочем, шустрили водно-криминальные элементы ещё с ветхозаветных времён.
    
Помпей против пиратов

    Так, в Римской империи морской разбой приносил такие убытки, что в 67 году до н.э. сенат был вынужден организовать против пиратов грандиозную карательную экспедицию. Знаменитый полководец Помпей захватил 1300 пиратских кораблей. После распада Римской империи на Восточную и Западную, когда международная торговая деятельность временно замерла, не стало и материальных основ для морского разбоя. Он возобновился лишь в VII веке, когда арабы основали гигантскую торговую империю, простиравшуюся от Гибралтара до моря Сулу.
    
«Золотые склянки» пиратства

    С открытием богатейшего золотом, драгоценными камнями и редкими заморскими товарами Нового Света центр тяжести морской торговли переместился со Средиземного моря в Атлантику. И снова пробил час пиратов. Да что там час – три века: XVI, XVII, XVIII – отбивались «золотые склянки» пиратами всех мастей и национальностей. «Весёлый Роджер» – чёрный пиратский флаг с белым черепом и скрещёнными берцовыми костями – наводил ужас на суда торговцев и колониальные приморские городки. В общем, времечко на морях-океанах между Старым и Новым Светом было лихое, нередко дьявольски опасное, жестокое, кровавое и… денежное. Риска и страшных приключений, задействованных в морском торгово-транспортном бизнесе того времени с обеих сторон, хватало с избытком. Не зря спустя примерно три века писатели-романисты по вполне объяснимой причине принялись создавать свои литературные шедевры с захватывающими сюжетами из жизни и быта пиратов и вполне добропорядочных, но всё же авантюристов, искателей приключений и сокровищ.
    
«Золотые склянки» киношников

    С приходом кинематографа этим же занялись сценаристы и режиссёры, причём с немалым успехом, ибо зритель никогда не отказывался от криминально-абордажной морской романтики. Одних только экранизаций самого пиратского в мире романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ», впервые увидевшего свет в 1883 году, насчитывается более двух десятков, не считая мультфильмов, сериалов, один из которых – «Чёрные паруса» – имеет четыре сезона (2014–2017).
    Интерес к приключениям морских пиратов постояно подогревает (и даже доводит до состояния «кипятка») у зрителей и знаменитый цикл (или, как сейчас говорят, «франшиза») «Пираты Карибского моря». Цифра сокровищ, «захваченных» у мировой зрительской аудитории «пиратами» студии Walt Disney Pictures всех пяти фильмов франшизы, говорит сама за себя – свыше 4,5 миллиарда долларов! Впечатляет, тысяча морских чертей!
    
Туман кинолитературный

    Но вернёмся к романтике морских приключений. В конечном итоге получилось так, что знаменитые «пиратские» писатели создали литературно-исторические произведения, не имеющие с реальностью ничего общего, как и большинство их героев – пиратов. Кинематограф ещё более «усугубил» ситуацию и продолжает это настойчиво делать.
    Итак, какова же была пиратская реальность? Попытаемся развеять романтический книжно-киношный туман и выйти на верный курс, пройдя между рифами и мелями наиболее распространённых заблуждений по «имиджу» джентльменов удачи. Начнём с внешнего вида…
    
ГОСТ флибустьера от Пайла

    Большинство из нас при слове «пират» сразу рисует в воображении сурового, хмурого головореза в разноцветном или мрачном, тёмном одеянии, щегольском или живописно-рваном, со шляпой-треуголкой или с платком-банданой на голове и серьгой в ухе. Этим самым закоренелым стереотипом в мире мы (читатели, зрители, писатели, режиссёры и все остальные неравнодушные к пиратской романтике) обязаны американскому художнику-иллюстратору и писателю Говарду Пайлу (1853–1911). Он, вероятно, самым первым ещё в конце XIX века изобразил на картинах-иллюстрациях к произведениям соответствующей литературной тематики образы «типичных» пиратов. А уж после трудов Пайла пошло-поехало… Вымышленный стереотип стал этаким ГОСТом внешнего вида флибустьера.
    
О платье пиратском

    На самом деле настоящие пираты выглядели несколько по-иному. Обычно все моряки того времени носили примерно одинаковую одежду, независимо от того, служили они на пиратских кораблях, купеческих или военных судах. До появления в XIX веке ткацких фабрик одежда была очень дорогой, и большинство моряков имели лишь один её комплект, который носили, не снимая, пока он не приходил в полную негодность.
    Как и прочие моряки XVII века, пираты Карибского моря носили свободные штаны, обрезанные чуть ниже колен, а в холодную ветреную погоду – шерстяные чулки и блузу до бёдер или куртку.
    Многие носили совсем не романтические и даже нелепые, с точки зрения современного зрителя, «женские штаны». Очень широкие, они напоминали разделённую юбку до колен. На борту корабля капитаны ходили примерно в таком же одеянии, как большинство матросов, но, сходя на берег, одевались более изысканно.
    В фильмах о пиратах, разбойничавших в морях Ост-Индии, мы никогда не увидим корсаров в «порочащих» шмотках, ибо это противоречило бы идее кинопроизведения. Негодяи, вроде главного героя британского фильма от 2005 года «Чёрная Борода» или почти положительного знаменитого капитана Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря», выглядели бы нелепыми в широких штанах, хотя реально существовавший пират чернобородый Эдуард Тич ходил именно в таком одеянии.
    
Об обувке корсара…

    Что же касается пиратской обуви, то моряки, включая нередко и главарей-капитанов, ходили босыми, поскольку в башмаках и сапогах сложнее ходить по скользкой палубе или карабкаться по верёвочной лестнице. Кстати, обувь стоила в то время тоже очень дорого.
    
…и серёжках

    В романах и фильмах ряд корсаров непременно имеет в ушах серьги-кольца, медные или золотые. В реальной жизни европейские мужчины носили серьги (но не кольца!) лишь в XVI столетии.
    Любопытно, что серьги отсутствуют в романах XIX столетия даже в таких известных, как «Книга пиратов» (1837), «Остров сокровищ» (1883) и «Питер Пен» (1904). В 1890-х годах вышеупомянутый художник-иллюстратор Г. Пайл впервые упомянул серьги в тексте и изобразил в иллюстрациях. Правда, его пираты иногда щеголяют в серебряных серьгах с драгоценными камнями вместо цыганских колец. Пайла можно считать первым, кто изобразил пирата с серьгой в ухе. Так что пират с кольцом – исключительно плод воображения художников, а затем и кинематографистов ХХ века.
    
Корсарский «шапочный вопрос»

    То же касается и морского разбойника, чья голова обмотана цветным платком – банданой. Абсолютно никаких документальных свидетельств о ношении матросами и пиратами платков на голове до сих пор не обнаружено. Также пираты не носили шляп, которые, очевидно, были бы сорваны первым же порывом свежего морского ветра. Вместо платков и шляп пираты носили туго сидящие шапки, часто с ушными клапанами, которые обязательно имели верёвочки для подвязывания снизу.
    Как известно из соответствующей литературы и кино, на каждой уважающей себя пиратской посудине – бриге, шхуне, фрегате и т.д. – имелся флаг. Непременно чёрного цвета и…

Но стоп! Лечь в дрейф!

    …Правда о «чёрной метке» и чёрной повязке. Отчего Роджер был весёлым? Пиратская потеха и XXI век. Пятнадцать человек на сундук мертвеца, и как это было. Пиратский флаг и медицина. Железная дисциплина – залог здоровья и фортуны флибустьера. Тайна «йо-хо-хо» и «бутылки рома». «Все 75 не вернулись домой, они потонули в пучине морской…». О судьбах пиратских, не киношных – в продолжении нашего плавания за правдой джентльменов удачи.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования