Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Без огурцов не останемся
ПАМЯТЬ
    Специальный корреспондент «Колоса»
    Наш Герой
УГОЛКИ ЗЕМЛИ РОДНОЙ
    Нижние Ключи: детей бы учить да песни людям петь
ОТКЛИК
    Не будет вам «спасибо»
БЛАГОДАРНОСТЬ
    Оптимистическая история лечения
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    Почта-черепаха
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО
    Ишагинцы восстановили памятник
Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ
    Мангутцы, кланяемся!
ТелеМАНИЯ
    Пираты: романтика и правда жизни
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Рыбалка в промзоне. Страх и отвага
ВЫХОД В СВЕТ
    Сквозь экран телефона
НАШИ ЛЮДИ
    Душевный подрыв социальных работников
ЧАДО газета для детей и молодежи
    Партизанский отряд Пакулова
ТАЛАНТЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ
    Оживляя скульптуры
ФАЗЕНДА
    Литературная гостиная
    Забайкальская вольная поэзия
    Генератор идей
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
    Решать проблему нужно сообща
МЫ ЖИВЫ, ПОКА ЖИВА ПРИРОДА
    А у нас во дворе…
Выпуск № 23 от 09.06.2020 г.
Оживляя скульптуры
Может быть, имя Валерия Баширова среднестатистическому забайкальцу ничего и не скажет, но вот созданные его руками скульптуры знают многие. «Кот учёный» из парка Дома офицеров (у каждого уважающего себя читинца есть с ним фото!), композиции «Казак и медведь», «Гуран»…
Пластилиновое искусство

    13 июня скульптору Валерию Шамильевичу исполняется 66 лет. За это время он приложил руку к немалому количеству скульптур и мемориальных досок, которые сейчас украшают наш город. Родился художник в Чите, так здесь и живёт. А в 1982 году окончил Хабаровский педагогический институт, художественно-графическое отделение. Одно время, в семидесятых годах, работал на сувенирной фабрике, было в Чите такое Экспериментальное предприятие художественных промыслов.
    – Там были сувенирные цеха, я работал по чеканке, делал украшения разные. Интересная была работа, – вспоминает Валерий Шамильевич.
    Затем в трудовой появились записи о работе старшим методистом в Межсоюзном доме самодеятельного творчества Областного совета профсоюзов, реставратором в Читинском областном художественном музее, с 1987-го – директором музея на более чем двадцать лет. В 2000 году Валерий Баширов выполнил проект Мемориального комплекса памяти воинов, погибших при сражениях на р. Халхин-Гол. С 2019 года скульптор возглавляет Забайкальское отделение Союза художников России.
    А началось всё с обычного пластилина.
    – С трёх лет я возился с обычным пластилином, он всегда был в доме. С братом целые крепости строили – Древнего Рима, Российской империи, армию пластилиновую создавали… Интересно было, увлекательно, – рассказывает Валерий Баширов.
    Родители, говорит мужчина, были самые обычные: мама – швея, папа – один из лучших мастеров головных уборов, так что творческая искра перешла понемногу от каждого. Правда, точно сказать, после какой работы он почувствовал себя настоящим скульптором, Валерий Шамильевич не может, поскольку опыта и мастерства мужчина набирается и по сей день.
    – Чувствуешь, что это – смог, это – получилось, а это – не получилось, значит, нужно внимательнее относиться в следующий раз. А потом в какой-то момент тебя просят сделать какую-нибудь скульптуру, ты делаешь, отдаёшь, и люди её принимают. И тогда я понимаю, что да, действительно, получилось, – говорит мужчина.
    Из множества своих работ выделяет бюст забайкальского разведчика Сергея Матыжонка, который с 2014 года установлен на железнодорожном вокзале станции Карымской. Создавалась скульптура полгода, работа была очень сложной, как в технической части, так и в подборе материалов. Но всё сложилось удачно.
    – Все, кто его знал, говорят, что похож, благодарят. Может, можно применить фразу «я доволен» к этой работе, потому что не только мне нравится, но и тем людям, которые знали Сергея Ивановича. Ведь можно сделать всё по правилам, как задумано, но не похоже и всё. Это вот самое главное – когда мою работу оценивает зритель, а не я сам, – объясняет скульптор.
    
Расстрелянное эхо

    В копилке работ Валерия Баширова самые разные жанры: сюжетные, портреты, композиции, мемориальные доски. Для души Валерий Шамильевич занимался так называемой станковой скульптурой.
    – Например, художник и его модели. Или изображение весёлого, счастливого художника, который вышел на прогулку весной, в одной руке у него цветы, в другой – планшет. Какие-то вот такие вещи были, да, – вспоминает мастер.
    Темы и люди для нового материала могут вдохновить художника в любое время и в любом месте.
    – Есть у меня такая работа, называется «Расстрелянное эхо». Изображена мать в горах, которая ищет своих детей, погибших в горячих точках. Вокруг горы, обрывы, и внизу она взывает этим горам, просит, чтобы откликнулся её непришедший сын… Это была именно работа для души. Художник ведь должен говорить о том, что его задело. Сначала думаешь об этом несколько дней, это ведь не просто – вылепил какую-то натуру и всё, нужно уловить именно то ощущение, которое позволит придать скульптуре движение, – рассказывает скульптор.
    Были и другие работы, вспоминает Валерий Шамильевич.
    – Я один раз рано утром по городу шёл, людей никого нет, всё спят, и тут мне навстречу идёт человек. Обычный человек из народа, может быть, он подметал улицы так рано или возвращался с ночной смены. В руках он держал белую собачку, раненую болонку в крови. Он крепко её держал, и у него на лице было такое несчастье… Есть люди, которые совсем не отзываются на такие вещи, а есть люди, которые сопереживают. И я подумал, что этот самый момент нужно отобразить: когда он сострадает, а мне нужно об этом рассказать, потому что же не просто так мы с ним встретились тем ранним утром, – говорит Валерий Баширов.
    Тема противопоставления в творчестве художника встречается часто.
    – Есть ещё такая работа, триптих – человек с кустом зелени за спиной, ему нужно эту зелень высадить в землю, чтобы дать дереву новую жизнь, а с другой стороны стоит учёный, у него в руках колбочки, рыбы вниз головой, он придумывает, как, и уничтожает природу. Вот такие они разные, – говорит скульптор.
    
Настоящие герои

    В феврале 2018 года Валерию Баширову вручили краевую премию Даши-Нимы Дугарова за достойный вклад в развитие изобразительного искусства. Также скульптор давно сотрудничает читинским парком Дома офицеров. Рассказывает, что сначала его просто попросили создать что-нибудь подходящее именно парку, и он придумал композицию «Казак и медведь», затем у фонтана появился барс, после него – гуран и, конечно же, знаменитый учёный кот в очках на лавочке.
    Сейчас Валерий Шамильевич обдумывает создание большой скульптуры, которая бы увековечила память другого забайкальского героя – снайпера Семёна Номоконова.
    – Я считаю, то, что нет скульптуры этому человеку, это большое упущение. Ведь он один из тех людей, которые это заслужили. Во-вторых, воспитательный момент, когда дети могут смотреть не только на выдуманных героев из комиксов, но на наших героев. А главное, наши герои, наши люди – не придуманные, они настоящие воины, честные и смелые. Их нужно помнить и притом не устраивать какой-то карнавал, ход крестный или что-то в этом роде, это серьёзно. И такое отношение нужно воспитывать у детей, – объясняет Валерий Баширов.
    Процесс создания любой скульпторы или мемориальной доски не быстр, говорит мастер. Конечно, легче, если ты был знаком с человеком. Но в любом случае сначала идея крутится какое-то время в голове, затем изучаются источники, читается литература, рисуется эскиз, затем лепится, формуется, отливается… Но главное – должна быть отправная точка.
    – Если человек думает: «Ну вот, сейчас по-быстрому сделаю, вот тут дед у меня сидит, вот тут солдат», то ничего не выйдет, нужно как-то переварить эти вещи внутри себя, – добавляет художник.
    
Дорогой скульптора

    Из коллег отмечает забайкальскую художницу Елену Дружинину, которая работала в монументальной и станковой скульптуре. К сожалению, в марте 2016 года Елена Дружинина ушла из жизни, но наследие её осталось. Особенно выделает Валерий Баширов памятник пограничнику, который в 2001 году установили по ул. Чкалова. Десятиметровую фигуру воина-пограничника, зорко осматривающего окрестности, изготовил читинский архитектор Виктор Войнов.
    – Я считаю, это одна из лучших работ забайкальских мастеров. Это настоящая скульптура, у которой при всей высоте нет ничего лишнего и нет ничего нерешённого. И издалека она хороша, и близко. Хорошая работа, – рассказывает Валерий Шамильевич.
    Сейчас на скульпторов учат в Иркутске (ближайший к Забайкалью город), Красноярске, Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге… Только вот в Чите не учат. Преподаватели, говорит Валерий Шамильевич, есть, а вот материально-технической базы не хватает. Конечно, можно и самоучкой быть, талант, как и объёмно-пространственное воображение, проявляется ещё в детстве. И забайкальские дети, которые участвуют в конкурсах, говорит художник, это подтверждают: «Совершенно потрясающие вещи встречаются!» Но всё-таки образование важно, ведь художник, который не умеет рисовать, – нонсенс.
    Особое внимание, считает скульптор, нужно уделять подрастающему поколению.
    – Хочется сказать, что молодые, в основном даже дети, если идут дорогой скульптора, то я это только приветствую. Перед вами откроется очень интересный мир скульптуры, и может быть, в этом вы найдёте своё «я». Конечно, если у вас действительно есть большое желание и возможности, их обязательно нужно развивать, даже параллельно какому-то другому занятию. Главное, что у вас будет благородная цель, которая откроет вам новое восприятие этого мира, – напутствует Валерий Баширов.
    Пожелаем и мы успехов начинающим скульпторам – большим и маленьким. И помните: путь в искусство может начаться с обычной пачки пластилина.
    
    Екатерина ФИЛИППОВА
Яндекс цитирования