Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Отмена и возврат ветеранских льгот
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Читинское слово в русском шансоне
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Конформистов готовят к конвейеру
СИТУАЦИЯ
    «Бургенский» с чистого листа
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    Под пятой дракона
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Я знаю, чем живёт деревня
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Первые плоды реформ
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Пора переходить от слов к делу
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Опять о земле
ГЛАС НАРОДА
    Оптимизация по Хохотуйски, или хождение по мукам
ТелеМАНИЯ
    От Москвы до Кассиопеи. Часть 3
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Национальная идея учителя Литвинцева
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Бурдинские в Забайкалье
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Литературная гостиная
МАЛОИЗВЕСТНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Образ Забайкалья, созданный П.П. Семёновым
ЖИВОЙ УГОЛОК
    Мигранты из Монголии
ЗДОРОВЬЕ
    «Бархатное» лекарство
КОПИЛКА ОПЫТА
    Кофе в горшке. Мечта сбылась
Выпуск № 3 от 19.01.2016 г.
От Москвы до Кассиопеи. Часть 3
Сегодня, как я и обещал перед самым Новым годом, наш читательский экипаж «Телемании» продолжает космическую исследовательскую миссию, начатую восьмого, прошедшую второй этап кинополёта 15 декабря 2015 года, к одному из самых знаменитых за всю историю отечественного фантастического кинематографа проектов – дилогии режиссёра Ричарда Викторова «Москва-Кассиопея» (1973) – «Отроки во вселенной» (1974). Сегодня мы высаживаемся в чужой мир…
    …В августе 1973 года вся съёмочная группа «Москва-Кассиопея» отправилась на чужую планету. Таинственные пейзажи Варианы Ричард Викторов и оператор Андрей Кириллов нашли в Крыму, под Керчью на территории находящегося там закрытого военного полигона. Здешняя земля была изрыта заросшими воронками от снарядов, а чудовищная концентрация соли на почве создавала совершенно фантастический эффект.
    
Опасная посадка
    Для съёмок полёта и посадки разведывательной капсулы с тремя «отроками» на борту была построена специальная подвесная канатная дорога. Трюк с посадкой и вспышкой тормозных двигателей едва не окончился плачевно. «Мы сидели в капсуле, под ней чего-то зажгли – вспоминала актриса Ольга Битюкова, исполнявшая роль экзобиолога Вари Кутейщиковой – Викторов остался недоволен эффектом. Решили сделать дубль. На специальный железный противень насыпали какой-то горючей гадости и подожгли. Взвился огонь и, движимый ветром, бросился на камеру и режиссёра, стоявшего рядом».  У оператора обгорели ресницы и брови, а на Викторове вспыхнула куртка. К счастью дежурившие пожарные подоспели вовремя.
    
Отроки и космическая мода
    Как и положено разведчикам чужих планет, космонавты высадились на планету Вариана в специальных защитных скафандрах-комбинезонах. Роскошные, сверкающие серебром костюмы были пошиты из экспериментальной ткани. Поначалу все «отроки», особенно девочки, обрадовались такой красоте, но вскоре страшно разочаровались. «Серебро», которым была покрыта ткань, постоянно стиралось и оставалось на пальцах несчастных актёров. После двух-трёх дублей ходили полностью чумазые. Когда они умывались, то с рук текла вода серо-коричневого цвета. А ещё в этих эффектных космических «шмотках» было страшно жарко.
    А вот рабочую униформу из плотной светлой ткани экипаж «Зари» оценил. К сожалению, никому из героев не разрешили оставить на память какой-нибудь уникальный космический костюм – реквизит пришлось сдать до пуговицы. Говорят, что девчонкам жутко нравились сапожки с якобы магнитной подошвой. Они были сделаны из удивительно мягкого материала, а их платформа свела бы с ума самых утончённых модниц того времени. Правда, подошвы этих сапожек были из специального... картона.
    
Вершители, исполнители, дефектные…
    Юные космонавты, прибыв к цели своего полёта – на планету Вариана, столкнулись с оккупировавшими эту планету биотехническими роботами-исполнителями и их «командованием» – роботами-вершителями. Актёрам, исполнявшим роли этих техно-агрессоров пришлось наиболее тяжело. «Упакованы» они были в удивительные костюмы из толстой прорезиненной синтетики. Головы исполнителей – резиновые купальные шапочки, утыканные настоящими гвоздиками (общий вес от трёх до пяти килограмм), плюс грим, плюс крымская жара. Конечно, это было всё оригинально и в мировом кинематографе, на тот момент, не имело аналогов, но актёров – «роботов» это не слишком волновало: скорее бы под прохладный душ. 
    «Вершителям» пришлось ещё сложнее. Помимо костюма (в отличие от чёрных «исполнителей» – ослепительно белых) для зловещего эффекта на лица актёров крепились очки – линзы с множителями из четырёх составляющих. Естественно перед глазами всё четверилось. «Вершители» после каждой съёмки ругались по-чёрному, поскольку на некоторое время они вообще затруднялись ориентироваться в пространстве: натыкались на стены, людей и даже падали.
    Ещё один вид разумных инопланетных машин – «дефектных» робота-няньку и робота-механика Викторову обещал сделать автомеханик центрального Дворца пионеров Москвы. С задачей не справился и Викторов с досады укантропупил самого автомеханика и его помощника-слесаря в полые металлические тела. Так и сняли... Любопытно, что робот- механик в фильме говорил голосом самого режиссёра Ричарда Викторова.
    
Отроков – во вселенную!
    Плодотворно работая в киноэкспедиции Викторов начал быстро понимать, что съёмочного материала становиться всё больше и больше. В задуманный стандартный односерийный формат «Москва-Кассиопея» уже никак не вмещалась. Режиссёр стал волноваться. К счастью вскоре на съёмки прилетел директор картины и сообщил, что Госкино утвердил проект второй части фильма. Обрадованный таким поворотом Викторов немедленно окрестил продолжение давно припасённым рабочим названием. Так появились «Отроки во вселенной».
    
Муки Лба и страдания Агапитовы
    Порядки на съёмочной площадке были спартанские и юные актёры, несмотря на изматывающие дубли, работали самоотверженно и с энтузиазмом. Своеобразный рекорд побил Володя Басов. Свою фразу с ключом управления и исчезающими креслами, – «По-моему, это сделал я!» – ему пришлось повторить в течение 20 дублей. Ему же, как и Вадиму Ледогорову, исполнившего роль инопланетного подростка Агапита, пришлось ради искусства пережить немало неприятных деньков. А всё из-за причёсок. Герой Басова – Лоб, по сценарию должен быть вызывающе рыжим. Брюнета Володю перекрасили в соответствующую масть. 14-летнего Ледогорова-младшего, щеголявшего роскошной шевелюрой, в целях «космической ассимиляции» побрили, согласно сценария, налысо. В школе мальчишкам просто прохода не давали. Обидные насмешки и шуточки над «рыжим» и «лысым» прекратились только после выхода фильма на экраны...  
    
Загадка хохота «отроков»
    В октябре 1973-го, вернувшись в Москву, группа занялась павильонными съёмками… 
    Впоследствии, среди отснятых сцен, зрители выделили самый непонятный эпизод в фильме, где показан странный, если не сказать какой-то «наркотический», но всё же такой заразительный смех Козелкова, Кутейщиковой и Лобанова в «профилактической камере» роботов. Над чем смеялись «отроки»? Сие неизвестно и по ныне. Интересно, что в литературной и режиссёрской версии сценария фильма эта сцена вообще отсутствует. Известно только, что такого заразительного смеха режиссёр добился от ребят, показывая за кадром новую серию популярного мультика «Ну, погоди!» (третий выпуск).
    
Тайна Зова роботов
    Саундтреком фильма занимался композитор Владимир Чернышов. Наибольшие творческие муки ему принёс знаменитый «Зов роботов», посредством которого машины заманивали жителей Варианы на свои зловещие «пункты осчастливливания», где они превращались в зомбированных «счастливых болванов». Труд для Чернышова был адский. Какие-либо аналоги музыкальных произведений отсутствовали. Но композитор всё-таки своего добился: синтезаторные звуки, грозные ноты, неземные, сладко-тревожные голоса. Одним словом – «Зов»! Ныне мало кому известно, но зовущие и опасные голоса варианских «сирен» воплотили в жизнь певицы популярного в 1960-70-х годах квартета «Аккорд». 
    
Триумф от Москвы до самой Кассиопеи
    «Москва-Кассиопея» была смонтирована и озвучена в начале декабря 1973 года, а 25 числа, в 11 часов утра была принята худсоветом студии имени Горького. Руководство в полном восторге немедленно запустило первую часть дилогии в прокат на зимние школьные каникулы. Успех был просто феноменальным, а после выхода на следующий год «Отроков» эффект был подобен взрыву бомбы. Толпы подростков (и родителей), атакующие кассы кинотеатров. Небывалая вспышка интереса молодёжи к освоению космоса. Это был просто какой-то звёздно-романтический угар! О кассовых сборах фильмов в СССР было как-то не принято говорить, но о дилогии Викторова, спустя многие годы, появились кое-какие цифры. Суммы, полученные Госкино с проката тех же «Отроков во вселенной» были астрономическими (судя по всему, сборы первых «Звёздных войн» Лукаса и близко не пролетали). Так на деньги, вырученные только за один месяц(!) проката «Отроков» в течение двух лет могли быть полностью обеспечены все школы и детские сады и больницы СССР! 
    «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной» прошли с феноменальным успехом и получили массу дипломов и наград не только в нашей стране, но и за рубежом. В 1976 году жюри самого престижного в мире международного фестиваля фантастических фильмов в городе Триесте (Италия) вручило Ричарду Викторову одну из своих главных наград – приз «Серебряный астероид»!
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования