Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    За что платить ветеринару?
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Общество – как гильотина
АКТУАЛЬНО
    «Не дай вам Бог»,
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Хуторскому казачьему обществу «Петровский» – любо!
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Дорога к Богу посильна любым сердцам
    Повелители дротиков
ОФИЦИАЛЬНО
    Первые электронные больничные листы
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
    «Не хочу вспоминать войну»
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    «Ярмарка здоровья» в Забайкальске
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    И было казаку невмоготу
ТелеМАНИЯ
    В третьем киноизмерении
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    ОМОН прошёл экзамен
ЗНАЙ НАШИХ!
    «Стрелы Гэсэра» покорились забайкальцам
    «Любовь к жизни»
КРИМФАКТ
    Похищение китайца
ВЫХОД В СВЕТ
    Львы и яки на полях Забайкалья
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    Это мы с вами инвалиды…
НУ И НУ
    Объясняя необъяснимое
НА ЗЛОБУ ДНЯ
    «Где ж газеты – вот загадка…»
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    Полезный сорняк – мокрица
ФАЗЕНДА
    Обрезаем томаты
Выпуск № 29 от 24.07.2017 г.
В третьем киноизмерении
Картина, фотография, а затем движущиеся изображения «великого немого» – рукотворные миры, живущие в прекрасном, но ограниченном длиной и шириной пространстве второго измерения. Человек на протяжении последних полутора веков с завидным упорством пытается вырвать эти произведения искусства из «плоскости». Насколько удачно? Уже более восьми лет читинский кинотеатр «Удокан» помимо «двумерных» фильмов демонстрирует картины в формате «3D».
    Зрители уже привыкли к «объёму», и всё же до сих пор хватает вопросов на эту тему.
    Как получается объёмное изображение на плоском экране? Почему очки для просмотра с тёмными, дымчатыми стёклами, а не сине-красными, как положено для просмотра «объёмных» фильмов прошлых лет? Соответственно, почему стёкла были именно сине-красными? Можно ли смотреть «3D» без очков? И ещё масса вопросов. А раз так, то сегодня в «Телемании» мы погружаемся через плоскость нашей страницы и киноэкрана в третье измерение. В начале поговорим…
    
…Об... анатомии

    Мы познаём окружающий мир при помощи органов чувств, которые дают нам разнообразную информацию, обрабатываемую мозгом. Главный из интересующих нас, – это глаза. Чтобы определить цвет, контур, примерный материал и расположение незнакомых объектов, человек может обходиться одним глазом. Но для определения точной формы объекта, его точной траектории нам требуется два «сканирующих» визуальную картинку органа – наш мозг вычисляет разницу между информацией от двух наших глаз и восстанавливает по ней объёмную картину мира – этот эффект назван стереовидением. Эта особенность зрения была замечена ещё античными авторами, а затем стала предметом внимания в эпоху Возрождения с её повышенным интересом к всевозможным оптическим казусам и парадоксам, как бы дополняющим теорию линейной перспективы – универсальной, «правильной» модели репрезентации.
    
Прорыв из плоскости в третье измерение

    Теперь немного истории. Первым человеком, сумевшим «вырвать» изображение из второго, «плоского» измерения, в третье, стал британец Чарлз Уитстоун. Случилось сие удивительное событие в далёком 1838 году. Он изготовил первый в мире «стереоскоп» – коробочку с двумя линзами с одной стороны и матовой, пропускающей свет стенкой, – с другой. Стоило приблизить глаза к окулярам посмотреть внутрь коробки, и можно было увидеть там вместо двух картинок одну, чудесным образом преображённую – наполненную глубиной и объёмом. Для каждого глаза рисовалось отдельное изображение, чтобы при просмотре сформировать стереоскопический эффект. Интересно, что произошло это за год до того, как было опубликовано изобретение Луи-Жака Дагера – фотография. Стереоскопия и фотография – практически ровесники.
    
Стерео + фото

    Идея совместить стереоскопию и фотографию пришла также англичанину – сэру Дэвиду Брюстеру, изобретателю калейдоскопа, в 1844 году. Он пытался заинтересовать ею оптиков, но безуспешно: казалось, от стереоскопической фотографии не будет никакого проку. Наконец, в 1850 году изобретатель познакомился с французскими оптиками Дюбоском и Солеем, которые и наладили серийное производство аппарата (стереоскоп Брюстера можно увидеть в левом нижнем углу картинки-заставки сегодняшней «Телемании». – Авт.). Успех превзошёл все ожидания.
    «В скором времени тысячи жадных глаз приникали к отверстиям стереоскопа, словно к окошкам в бесконечность», – писал в 1859 году Шарль Бодлер.
    Стереоскопическую «пару» образуют две обычные фотографии одного и того же объекта, снятого с двух разных точек, расстояние между которыми составляет от 6,5 до 20 см. Первоначально съёмка производилась обычной фотографической камерой небольшого размера, перемещаемой на нужное расстояние справа налево, или двумя камерами. Использовался также аппарат с передвижным объективом.
    В скором времени стереофотография стала модным развлечением и неотъемлемой частью салонной культуры второй половины XIX века. Для просмотра использовались стереоскопы разной конструкции – от функционального ящичка или переносного кофра до устройства размером с комод! Со временем установился и стандартный формат стереопары – 17,5 на 8,5 см. Однако смотреть «объёмные» фото можно было и без стереоскопа: два раздельных изображения печатались на бумаге рядом друг к дружке. Для «объёмного» просмотра зрителю требовалось заставить свои глаза или сблизиться или разойтись так, чтобы две пары изображений превратились в три. Затем каждый глаз начнёт видеть различные изображения. В центральном из этих трёх изображений возникнет эффект глубины...
    
Прибыльно, стереоскопично и…порнографично

    Популярность стереофотографии способствовала её коммерциализации. Уже в 50-е годы XIX века было налажено производство стереоскопических видов с изображением различных уголков мира, куда фирмы-распространители специально командировали своих фотографов.
    Другой прибыльной отраслью стереосъёмки стала... порнография: по известным причинам в этом жанре эффект реальности пришёлся весьма кстати. С его применением степень непристойности изображения увеличивалась. Сохранилось постановление регистрационной палаты, запрещающее вывешивать в общественных местах и распространять стереоскопические снимки французского фотографа Камиля д’Оливье. При этом оговаривалось, что запрет снимается в случае, если фотографии будут лишены «объёмного эффекта».
    
Первое в мире «3D»!?

    Далее стереофотография развивалась с тем же успехом, что и фотография. Неудивительно, что с появлением кинематографа огромному количеству энтузиастов мысль переноса стереоизображения на экран не давала покоя. История стереокино началась ещё в 1890-х годах, когда Вильям Фриз-Грин запатентовал процесс первого в мире «3D-кино», при котором два фильма проектировались двумя картинками рядом друг с другом, а зритель мог наблюдать стереокартинку через всё тот же привычный стереоскоп. Из-за технической сложности просмотра такие фильмы не показывались в кинотеатрах. Пионеры стереокино столкнулись с, казалось бы, непреодолимой преградой: каким образом разделить два разных изображения, показывая их на одном экране группе людей? Кино уже полным ходом набирало обороты, а его объёмный собрат продолжал «буксовать» на уровне персональных бинокулярных (т.е. для двух глаз) устройств, подобных кинетоскопу Эдисона (один из первых в мире кинопроекторов, где движущуюся картинку мог увидеть через специальный окуляр единственный зритель). Проблему разрешили два цветных стёклышка (позже пластика) – синий и красный, заключённые в дешёвую картонную оправу – так называемые анаглифические очки.
    
Синее + красное = «анаглиф»

    Суть нового «анаглифического» метода была в следующем. Левые и правые изображения кинофильма проецировались одновременно двумя проекторами на один экран. Один проектор при этом снабжался, синим светофильтром, другой – красным. Зрителям предлагалось надеть очки, у которых также стояли красно-синие фильтры, но в обратной последовательности. В результате происходило вычитание одного цвета другим, и достигалось разделение изображений. Картинка обретала глубину и объём. Этому методу, как ни удивительно, более 100 лет! В 1903 году пионеры кинематографа, братья Люмьер показали стереоремейк легендарного «Прибытия поезда». Дамы и господа с надетыми анаглифическими очками вновь, как было когда-то с обычной «моно»-версией незатейливой кинокартины, с ужасом шарахнулись от пышущего дымом и паром локомотива, но теперь ещё более дьявольски реального, объёмного! При всех своих достоинствах, анаглифический метод имел существенный недостаток – цвета при демонстрации фильма сильно искажались, становясь практически чёрно-белыми. Впрочем, кинематограф того времени цветным ещё не был, и поначалу зритель не ощущал себя обделённым.
    
Вот оно – стереокино!

    Одним из первых в мире полноценных стереофильмов, «Сила любви» (реж. Гарри К. Фэйролл), вышел на экраны в США 27 сентября 1922 года. В тот же год изобретатель Лоуренс Хаммонд (он же создатель первого в мире знаменитого электрооргана Хаммонда) предложил альтернативный способ просмотра стереофильмов. Зритель смотрел на экран через приспособление с двумя окулярами и шторками, синхронизированное с проекторами. На экране быстро сменяли друг друга кадры, снятые с разных точек, а шторки попеременно закрывали то левый, то правый окуляр. В результате правым глазом зритель видел только кадры, снятые правой камерой, а левым – кадры, снятые левой, и возникала иллюзия объёма. Для этой системы был снят только один фильм – «Радиомания» 1923 года. Тем не менее, картина вызвала небывалый фурор у публики, даже несмотря на то, что очки-лорнеты для просмотра, снабжённые моторчиками, открывающими попеременно шторки-заслонки, жужжали немилосердно (см. заставку «Телема-
нии» – зрители на сеансе «Радиомании») Пожалуй, с этого момента начался первый бум стереокино. По анаглифическому методу было снято множество кинолент. Увы, на тот момент наибольшую головную боль прокатчикам доставила проблема синхронизации работы пар кинопроекторов – малейшее расхождение правого или левого аппарата превращало чёткую объёмную картинку в смазанное, мутное изображение.
    
Киностереосенсации СССР

    А что же изобретатели, учёные и кинематографисты из другой крупнейшей кинодержавы, СССР?
    А русские, как всегда, пошли иным путём. Более прогрессивным... Да, тоже были очки. Но позволяющие видеть полноценные цветные стереофильмы! Проекторы работали на диво, синхронно, из-за того, что фильмы были сняты иным, отличным от американского, более «хитрым» методом. А всего за несколько месяцев до войны, в 1941 году, в Москве открылся удивительный, не имеющий аналогов в мире стереокинотеатр, где зрители вообще не нуждались в каких-либо очках!
    Но обо всём этом, как и о первом и втором «золотых» веках объёмного кинематографа, стереоэкранах из... проволоки, широком 3D-формате, голографическом кино, стереотелевидении и о том, как в «Удокане» демонстрируется кино в «третьем измерении», мы поговорим в следующей нашей встрече.

    Сергей БАЛАХНИН, фотоколлаж автора
Яндекс цитирования