Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Пешеходный вне норм
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Подростковый экотуризм. Есть ли будущее?
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    О Краснокаменске – с едва живой надеждой
    На «дне» кризиса
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Машут Путину из… резервации
ПРОШУ СЛОВА!
    Будем жить, наперекор правительству!
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Никто кроме нас
Возвращаясь к публикации
    Музею – жить!
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Урюмские картинки
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО
    Неутомимый доброволец
1941-1945
    Чтобы небо было мирным…
ТелеМАНИЯ
    Звёзды. Детство. Школа… (то смешно, а то – сурово)
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    «Я родился для песен в непесенный полдень России»
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА
    Там синие степи пахнут полынью…
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Литературная гостиная
ЗДОРОВЬЕ
    Его величество – картофель
ФАЗЕНДА
    Кухни мира
Выпуск № 36 от 02.09.2015 г.
О Краснокаменске – с едва живой надеждой
27 августа в Чите состоялся закрытый показ авторского фильма режиссёра, фотографа и документалиста Ольги Делан «Конечная станция Краснокаменск. Свидание с Родиной». Работу забайкалки, давно живущей в Германии смогли оценить известные забайкальские предприниматели, фотографы и журналисты.
    Ольга Делан – не из тех выскочек, что пытаются прославиться любой ценой на любой ерунде. Цель творчества для неё – самоотдача, а точнее самоидентификация и поиск самой себя.
    По крайней мере, так мне показалось после просмотра её картины «Конечная станция Краснокаменск. Свидание с Родиной».
    Этот фильм Ольги Юрьевны, уже известной забайкальцам и читателям «Земли», был снят ещё в 2013 году, но в России он пока не обрёл массового зрителя.
    Фильм, по сути, абсолютно некоммерческий, скорее это повествование о том, как красивая успешная немка (мама-немка, папа-русский – авт.) приезжает из Берлина в Краснокаменск, дабы не только освежить воспоминания прошедшей здесь юности, но и, главным образом, найти своего отца, оставшегося в России и доживающего тут последние дни.
    О родном городе детства и юности наша землячка рассказала достаточно душевно, тепло и полно, освещая не только историю его возникновения с комментариями непосредственных участников обустройства молодого степного поселения, но и задействовав местные фольклорные сказания.
    Но длительное время закрытый для посторонних глаз, стратегически важный для России урановый Краснокаменск открылся зрителям как, город, получивший мировую известность только благодаря отсидке в местной исправительной колонии №10 российского олигарха №1 Михаила Ходорковского!
    С этим спорным тезисом жарче всех поспорила бы коллега-тележурналист Татьяна Бардо, снявшая о ППГХО длиннющие километры различных тематических передач, демонстрируемых не только в Чите и районах тогдашней Читинской области, но её на встрече не было, она уже не живет в Забайкалье.
    Как не живёт здесь и сама Ольга, всё больше тяготея к родным просторам и всё меньше понимая установки власть предержащих.
    – Я хотела в этот свой приезд в Забайкалье устроить бесплатный массовый показ фильма для читинцев, но министр культуры Забайкальского края Виктор Колосов объяснил мне, что ФСБ против показа фильма в Забайкалье – сказала Ольга перед просмотром. – Я также пыталась организовать показ картины в МВЦ «Забайкальский», но руководству центра в краевом минкульте намекнули, чтобы оно не очень старалось, идя мне навстречу, если не хочет проблем…
    После таких слов я ожидал увидеть либо жёсткую чернуху, либо вводящий в ступор арт-хаус, но увидел лишь деликатное ностальгическое кино. Никакой революции или даже намёка на чернь в фильме не было, а были в основном досужие разговоры о радиации, толк в которой знает каждый местный выпивоха.
    После просмотра, гости Ольги Делан обменялись мнениями по поводу увиденного.
    Предприниматель Сергей Колесников сказал автору о разбросе в сюжетных линиях. Нанизывая эти разнопорядковые «ракурсы», словно бусины на центральную линию, связанную с поездкой на родину и поисками своего отца Юрия Эпова, Ольга вместе с немецкими коллегами, вероятно, увлеклась и ушла в плоскость «социалки», которая оказалась непростой для окончательного раскрытия.
    Да, серые дворы Краснокаменска и мрачные догнивающие подворья посёлка Октябрьский давно ждали объективного взгляда неравнодушной и, внимательной Ольги, но привлечение автором фильма на роли экспертов местных жителей не добавляло вескости тем или иным аргументам.
    Весьма странно было слушать рассуждения предпринимателя, держащего в Краснокаменске зал игровых автоматов, на тему радиационной заражённости города и его окрестностей.
    Доводы местных жителей на фоне нарочито бытовых декораций то и дело выглядели репликами «сарафанного радио», но в умелом противопоставлении их мнений мнениям руководителей местного масштаба – например, Бориса Пичкуренко или же малоинтересного функционера-единоросса, Ольге Делан удалось добиться необходимой доли гротескного содержания извечного на Руси противостояния так называемой элиты и народа.
    Операторская работа в фильме, будучи вполне сносной по качеству, не блистала обнадёживающими планами. Дело в том, что город предстал в каком-то неприглядном виде, что тут же подтвердили некоторые читинцы.
    – Я в своё время жил и работал в Краснокаменске – сказал после просмотра фильма читинский бизнесмен Павел Кобелев – и моя память сохранила значительно более привлекательный город, чем в фильме.
    Возможно, с автором фильма злую шутку сыграло по-человечески понятное желание сравнить жизнь в Германии с жизнью в России, дабы доказать самой себе, что переехала она из Забайкалья не зря.
    Хотя тему безысходности жизни в приграничном забайкальском моно городе Ольга Делан, как ни крути, раскрыла сполна!
    Поддерживая её творческие искания, будем ждать её новой премьеры.
    На подходе её практически готовый фильм «Ступай-ка, Ольга, домой или любовь по-сибирски», который, будем надеяться, с интересом посмотрят и сотрудники спецслужб.
    Интересно, думаю, будет всем.
    Сергей Иванов, фото автора
Яндекс цитирования