Окончание. Начало в № 35.
Щедрый кухонный скандалист
Представитель Монголии по фамилии Цацралт разместил в интернете заметку, адаптированный перевод которой предлагаю вашему вниманию. Что-то покажется забавным, что-то – поучительным.
«Маленькая кухня в квартире русских имеет очень важное значение, потому что самые счастливые и знаменательные события происходят или обсуждаются именно на кухне.
Русские очень много говорят о своей работе. Неужели больше не о чем поговорить? Есть же другие интересные темы.
Русские не любят предаваться глубоким раздумьям. Они задумываются о будущем своих детей, только когда те немного подрастут и уже начинают говорить.
Русским чужды такие понятия, как расизм и гомосексуализм. Они считают, что у России своя история, своя культура и свой путь.
Русских очень удивляет иностранец, который заявляет о своём желании жить в России. Здесь комментарии излишни.
Русские очень сентиментальны. Когда они достают старые вещи, с которыми связано много воспоминаний, то не могут сдержать слёз.
Русские очень скупы на улыбку. Но если они вам улыбаются, делают это от всей души.
Конфеты и печенье в России не очень сладкие, поэтому в чай нужно класть побольше сахара.
Русские – люди очень щедрые. При планировании путешествия они обязательно закладывают расходы на подарки своим родственникам, друзьям и коллегам по работе. Это надо учитывать, когда идёшь к ним в гости.
Русские очень любят суши. Это, может быть, потому, что блины и пельмени очень легко найти в любом кафе.
Русские очень темпераментны. У них бывают настоящие семейные сцены на почве ревности с криками и битьём посуды. В этом они похожи на итальянцев.
Русские любят отмечать праздники в кругу близких людей. Новый год обычно празднуют с 31 декабря до 14 января, а мужчины отмечают свой день рождения целую неделю.
Пожилых родителей русские сдают в дом престарелых.
Русские отличаются дружелюбием. Они часто приглашают новых знакомых в гости, дарят подарки.
Неэкономно расходуют деньги, покупают дорогие вещи, твёрдо веря, что, чем вещь дороже, тем лучше.
Русские суеверны. Многие из них верят в существование домового».
Обижаться не стоит. Задуматься – может быть. Но что сделать совершенно необходимо хотя бы раз в жизни – побывать в удивительной стране степей и песчаных дюн и самому убедиться в правомерности чужих представлений о Монголии и монголах или получить отличное от всех собственное. Со своей стороны, постараюсь снабдить вас необходимыми рекомендациями.
В помощь туристу
Англоязычный сайт рекомендует путешественникам взять на заметку следующее:
При входе в юрту нельзя наступать на порог, всегда следует двигаться вокруг очага по направлению часовой стрелки и не прислоняться к мебели, расположенной у стены.
В юрте можно сидеть на корточках или согнув колени и нельзя вытягивать ноги.
В юрте женская сторона – восточная, мужская – западная по отношению к очагу.
В юрте считается грубым для женщины сидеть, скрестив ноги.
Считается неприличным наблюдать за тем, как женщина доит корову.
Чай и другие напитки не пьют стоя.
У монголов принято во время общения касаться друг друга, даже при встрече с незнакомыми людьми.
Монголы не любят кошек. Если кошка пересекает дорогу, то несколько раз сплёвывают через плечо.
Если вы дарите кому-нибудь сигареты, обязательно приложите к ним зажигалку или спички. Одной спичкой могут прикурить два человека, а троим – уже нельзя.
Ничего нельзя бросать в огонь. Огню приписывается магическое очистительное воздействие.
Головной убор и ремень не следует класть на пол и нельзя допускать, чтобы они касались головного убора и ремня другого человека.
Нельзя касаться головного убора другого человека.
Не снимайте головной убор при входе в юрту.
О Чингисхане – с осторожностью
О «первом великом хане Монгольской империи» написано, пишут и ещё будут писать очень много. Актуальность вопроса с течением времени только возрастает. Достаточно сказать, что Монголия и Китай очень ревностно относятся к тому, как зарубежные историки, писатели, журналисты и кинорежиссёры трактуют историю завоевателя.
Я не специалист по вопросам истории и задачу ставлю перед собой гораздо скромнее: обратить внимание читателя на один аспект этой большой темы – толкование роли Чингисхана в истории Монголии, Китая и Японии (хотя бы потому, что это соседние государства!). Обратить внимание на актуальность и «тонкость» вопроса, чтобы учитывать при общении с представителями трёх названных стран. Дело в том, что мне не один раз приходилось быть свидетелем того, как при неофициальном обсуждении россиянами с китайскими коллегами личности Чингисхана, китайцы старались как можно быстрее свернуть эту тему, сославшись на свою некомпетентность.
На щекотливую тему «попросим высказаться» не простых обывателей, а людей более сведущих из числа граждан Монголии, Китая и Японии.
Итак, в вводной части лекции о роли Чингисхана в истории монгольский лектор Г. Гэрэлмаа пишет: «Вопрос о роли Великого Чингисхана в истории Монголии требует ещё глубокого изучения, потому что сам по себе является тонким и сложным». Далее лектор повествует о военных походах монголов, достижениях в разных сферах социально-экономической жизни и т.д. Но для нас важна его оценка роли Чингисхана в истории: «Установление Монголией тесных связей с такими странами древней цивилизации, как Китай, Хорезм, Индия, Персия и другими оказало большое влияние на культуру кочевого народа. Монголия, в свою очередь, сыграла большую роль в создании традиций государственности, совершенствовании оружия, боевого искусства и продемонстрировала образец строгой военной дисциплины».
Представляет интерес также то, что лектор указал и на «отрицательные стороны» военных походов Чингисхана: «Во время штурма городов совершались разрушения, поджоги и истребление населения». Последствия для самой Монголии: «В сражениях погибли многие храбрые воины, а собственный народ нёс тяжёлое бремя войны».
О китайской оценке роли Чингисхана в истории узнаём из статьи начальника секретариата научного общества «Ордос» Ян Юна: «Чингисхан известен в истории Китая как военный стратег, политический деятель и знаменитый вождь монголов. Он объединил монгольские племена, создал империю, способствовал развитию монгольского общества. Его войны объективно проводились для объединения Китая, он внёс огромный вклад в культурный обмен между Востоком и Западом.Чингисхан – не только великий человек в истории китайского народа, но также великий человек в мировой истории».
Теперь – Япония. Сотрудники библиотеки древних книг города Осака по интересующему нас вопросу пишут (адаптированный перевод): «В народной памяти японцев существует легенда о героическом самурае Ёсицуне, который, потерпев поражение в междоусобной войне, перебрался на остров Хоккайдо и оттуда – в Северо-Восточный Китай.
Исторической предпосылкой для такой легенды послужил факт проявления Японией в тот период интереса к Китаю. Затем, согласно легенде, самурай Ёсицунэ стал основателем Монгольской империи – Чингисханом. Идеологическая подоплёка подобной легенды заключалась в том, чтобы воодушевить японцев на продвижение на Евразийский материк, поскольку в древности их великие предки якобы господствовали в Евразии и Ёсицунэ-Чингисхан приводился в качестве подтверждения этому».
Я воздержусь от комментариев, чтобы читатель сформировал своё личное мнение по такому сложному вопросу.
Материалы подготовил переводчик Сергей Акулов