«Охота за стульями подходит к финалу», – сказал бы великий комбинатор. А узнав, что сегодня в «Телемании» завершение истории экранизации романа Ильфа и Петрова, комедии Марка Захарова «12 стульев», он, тем не менее, непременно добавил бы: «Заседание продолжается!»
Песнопения сына турецкоподданного
Ещё задолго до написания сценария режиссёр задумал свою версию экранизации романа как музыкальную, примерно четверть всего фильма занимали песни и танцы. Для работы над четырёхсерийным проектом были приглашены композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким.
Поскольку почти все будущие хиты предназначались Остапу Бендеру, верней – исполнителю роли сына турецкоподданного Андрею Миронову, ему пришлось немало попотеть, чтобы исполнить их. Дело в том, что актёр жутко комплексовал во время записи вокала. Во-первых, Андрей не был профессиональным певцом, во-вторых, у него не было абсолютного слуха! Все песни ему пришлось разучивать буквально с голоса: Геннадий Гладков записывал на первую звуковую дорожку студийного магнитофона своё исполнение той или иной вещи на рояле и отдавал Миронову. Андрей несколько раз прослушивал песню, затем на вторую дорожку, уже с сопровождением оркестровой музыки, пел «синхронно» с голосом Гладкова, стараясь максимально попасть в тональность. Первую дорожку звукооператоры удаляли и получалась вполне качественная запись песни. Все страстные баллады комбинатора («О, Рио, Рио», «Билет на пароход», «Танго страсти») Миронов спел с первого же раза и настолько здорово, что остались довольны все: и композитор, и режиссёр, и сам Остап Бендер.
Интересно, что «звёздного хита» – песни «Белеет мой парус», как в сценарии, так и планах режиссёра, не было вообще. Её предложил автор текстов Юлий Ким. Великий комбинатор Миронов на пробу исполнил песню с таким жаром, что все пришли в буйный восторг, а Захаров немедленно сделал её сквозной темой всего фильма.
Надо заметить, после съёмок «12 стульев» Андрей Миронов наконец-то поверил в себя как в певца и выпустил в последствии несколько пластинок.
За «кадром» стульев
Работа над комедией, несмотря на энтузиазм всей творческой группы Марка Захарова, была не всегда весёлой, изящной и лёгкой, как может показаться, глядя впоследствии сам фильм. Для съёмок четырёх полноценных, сложных постановочных серий (каждая 1 час 5 минут), битком набитых музыкальными номерами, было отпущено всего пять месяцев. Для сравнения: одна часть современного сериала длится 30-40 минут, снимается в считанные дни с синхронным дешёвым звуком и на такую же дешёвую «цифру», в нескольких готовых интерьерах помещений и, разумеется, без каких-либо трюков, песен и танцев. «12 стульев» в отличие от современного «сериального телебезобразия» были полноценным кино. Стараясь уложиться в сроки и снять за отпущенные пять месяцев по существу четыре (!) художественных фильма, группа Захарова работала с большим напряжением. Режиссёру всегда было известно, если главных героев Остапа и Кисы – Миронова и Папанова, нет в кадре, то пару «охотников за табуретками» можно найти в гримёрке, где они... крепко спали.
Однако тяжелее всех на съёмках пришлось Лидии Федосеевой-Шукшиной. Хотя, глядя на знойную женщину, мадам Грицацуеву, никто из зрителей до сих пор не догадывается об этом. Именно в то время у актрисы одно за другим случились в жизни два несчастья: ушёл из жизни её супруг Василий Шукшин, а уже когда шла работа над фильмом, умер отец. На съёмки одной из самых весёлых сцен фильма «Свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера» актриса приехала сразу с похорон…
Последними кадрами были сняты сцены, где отец Фёдор крал колбасу и забирался с ней на одну из кавказских гор. «Кавказ» был сделан в карьере возле Мячково (Люберецкий район столицы). Стояла глубокая осень. Было очень холодно, Ролан Быков постоянно мёрз и неоднократно просил выпить «для сугреву». Режиссёр, радуясь, что укладывается со съёмками в срок, был щедр, и отец Фёдор, судя по этому фрагменту в фильме, был явно «сугретый».
Съёмки завершились в последних числах октября 1976 года.
Премьера «уголовного преступления» и КГБ
Премьера музыкальной комедии состоялась в праздничные дни нового 1977 года. Зрители, если не с восторгом, то очень тепло встретили дебютную работу кинорежиссёра Марка Захарова. Что касается Леонида Иовича Гайдая, то он так и не признал творчества Захарова и фильм называл не иначе, как «уголовное преступление». Понятно, что в великом комедиографе говорила творческая ревность.
Критики приняли телеверсию экранизации романа Ильфа и Петрова достаточно прохладно, но после премьеры вдруг стало известно, что картина понравилась самому Юрию Владимировичу Андропову, о чём глава КГБ и член политбюро КПСС сказал в одном из интервью. Что тут началось! В спешном порядке была собрана вся съёмочная группа, которой предложили подумать над продолжением картины. Был вариант начать съёмки чуть ли не через месяц. Однако вскоре страсти улеглись, продолжения, к сожалению (или, к счастью?) так и не последовало.
12 стульев Made in…
Фильм Марка Захарова считается второй экранизацией романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Первым в 1971 году был Леонид Гайдай (так, по крайней мере, думает большинство зрителей). Для вас, уважаемые друзья, будет несколько удивителен факт, но это полное заблуждение. Гайдай был... 13-м режиссёром, обратившимся к роману (Захаров, соответственно, 14-м)! Первыми похождения Оси и Кисы сняли... поляки совместно с чехами в далёком 1933 году. Место действия перенесли в Польшу.
После поляков роман в 1936 году экранизировали англичане, назвав комедию «Пожалуйста, сидите!» Через пару лет на произведение Ильфа и Петрова покусился немецко-фашистский Третий рейх. Сюжет существенно был переработан. Стульев вместо 12-ти, стало 13 («чёртова дюжина»). Режиссёр Эмерих Вальтер Эмо назвал своего Бендера Феликсом Рабе и дал ему профессию парикмахера, который начал охоту за сокровищами, зашитыми его умершей тёткой в один из 13-ти стульев. В отличие от первоисточника, в германской версии старания героя были вознаграждены. Ко всему, немцы внесли своё новшество, а именно сцены с грёзами «Остапа», которые спустя много лет взял с блеском на вооружение Марк Захаров. Интересно, что фамилии Ильфа и Петрова в титрах «13 стульев» указаны не были. То ли из-за авторских прав, то ли из-за еврейского происхождения Ильи Ильфа, то ли из-за идеологического противостояния Третьего рейха и СССР.
В 1939 роман перенесли на экраны итальянцы, назвав фильм «В бегах за наследством».
В победном 45-м, придав похождениям великого комбинатора и предводителя дворянства элементы криминального детектива, американцы выпустили в прокат картину «Дело в мешках!»
В том же году на экраны скандинавских стран вышли шведские «13 стульев».
В 1957-м в стране мечты великого комбинатора Бразилии сняли свою версию романа, правда, сделав Остапа... девушкой-танцовщицей варьете. Внесение элемента флирта пошло фильму на пользу. Шутки были порой несколько фривольны. (Бразильский режиссёр поставил один стул в приёмную гинеколога).
ФРГ сняла в том же году ещё одну версию под названием «Счастье лежит на улице».
Последовавшие за немцами кубинские киношники в 1962 году сняли фильм «12 стульев» – первый, сюжет которого полностью следовал литературному первоисточнику. Разница состояла лишь в том, что стулья были экспроприированы у тёщеньки Ипполито Гарриго во время революционного переворота Ф. Кастро в 1959 году.
В 1966 году, наконец, и в СССР решили экранизировать роман своих земляков. Это сделали ленинградские театралы, сняв телевизионный спектакль.
В 1969-м героев Ильфа и Петрова перенесли на Аппенинский полуостров вновь итальянцы, назвав комедию «Один из 13», сделав по примеру «знойных» бразильцев Остапа девушкой-красавицей в исполнении умопомрачительной блондинки Шэрон Тейт.
На следующий год великим голливудским режиссёром-пересмешником Мелом Бруксом вышла на экраны одна из самых удачных импортных киноверсий советского романа.
В 1971 был Гайдай. Затем вновь неугомонные немцы с сериалом – ремейком фильма от 1938 года «Рабе, Пилц и 13 стульев».
Далее по хронологии: «12 стульев» Захарова, «Мой дедушка и 13 стульев» (Австрия, 1997), ещё одна немецкая версия с участием российской комик-труппы «Маски» (2004). И наконец, последняя, наименее удачная экранизация от 2006 года, где образ Комбинатора воплотил Н. Фоменко, Кисы – И. Олейников.
Итак, 18 великих Комбинаторов разных стран и разного пола. Бесспорно, лучшими по признанию миллионов зрителей были и остаются уже свыше четырёх десятков лет только рождённые гением Леонида Гайдая и Марка Захарова. Кто скажет, что это не так, пусть первым бросит в меня камень. Кажется, так говаривал незабвенный Остап?
Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора