Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
СИТУАЦИЯ
    Процедура «омоложения»
БЕЗ РЕТУШИ
    Зато Крым наш
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    «Подари подписку ветерану»
ВЗГЛЯД
    В мраморе и пластмассе
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Бренды, большие и малые
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Хушенгинская писательница российского масштаба
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    Баллада о солдате
    Именем Героя
ТелеМАНИЯ
    Вечный «Гитлер»
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Ностальгия по советской…. селёдке
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Покоптим?
ВЫХОД В СВЕТ
    Танцуют все!
ОТКЛИК
    «Мой земляк-сретенец…»
Возвращаясь к публикации
    Помогите! Или зачем школе автобус
ЗНАЙ НАШИХ!
    «Белая ладья» бьёт рекорд
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    Лига рабочих специальностей
ЗДОРОВЬЕ
    Здоровье весной
ФАЗЕНДА
    Пицца выходного дня
    Муравьи – друзья или враги?
    Правильный посадочный материал
Выпуск № 17 от 24.04.2018 г.
В мраморе и пластмассе
Та ещё тема для репортажной полосы, и всё же: в каждый Родительский день и за неделю до него на всяком полустанке Забайкалья все дороги, кажется, ведут на местный погост. За неделю туда тянутся с краской, метёлками, паяльными лампами. В Радоницу – с цветами, куличами, киселём (и не только) – помянуть. И представление о кладбище укоренилось: венки, оградки, столики, скамейки. Бывает ли по-другому? Должно ли быть?
    Вопрос из таких, что легко обидеть кого-нибудь невзначай. Потому один из комментаторов, что много повидал в путешествиях, попросил его имя не называть. Признаётся: «Необязательно сравнивать ситуацию с европейской – во многих городах России (своими глазами видела) кладбища уже выглядят более цивилизованно, на них легче поддерживать чистоту. Устроены тропинки между рядами, захоронения упорядочены, могилки небольшие, венков нет – только цветы, и тех немного, чтобы не пылились и не превращались со временем в мусор. Культура чувствуется. Может, этот опыт учтут проектировщики новых мест захоронений в Забайкальском крае?
    Что касается Европы, то там тем более всё очень аскетично, сдержанно. Никаких массовых поминовений, как у нас в Родительский день. На кладбищах кушать и тем более выпивать не принято. Максимум, что могут принести, например, немцы, кроме цветов (живых) – любимую игрушку малыша.
    В Забайкалье сложились свои традиции на этот счёт, и во многом они связаны с широтой души нашего человека: всё привык делать с размахом – и радоваться, и скорбеть. Отсюда утопающие в цветах и венках могилы, кованые ограды. Ярмарка тщеславия. Один перед одним. Возможно, не всегда эта пышность уместна. Более нравственно и духовно принести и зажечь свечу (и дождаться, пока догорит, конечно, чтобы не было пожара), помолчать, вспомнить покойного, помолиться.
    Но традиции, повторюсь, устоялись, и мне кажется, их трудно будет переменить».
    «А неплохо бы, – рассуждает председатель еврейской общины Борис Ерёмин. – Беспорядок, который творится на наших кладбищах – какое же это неуважение к покойным! В Киеве бывал ещё в советское время, в Израиле – в наши дни. Там по-другому, как в кино – газон, тёмные плиты, тишина. Смотритель следит за чистотой. Своего рода «родительский день» тоже есть, когда навещают могилы близких, но помянуть за столом возвращаются домой».
    «Переменить можно, но смелость нужна, – присоединяется к разговору заместитель редактора «Земли» Наталья Колпакова, – в Саратовской области, где у меня живут родственники, ещё пятнадцать лет назад местные власти издали постановление и заставили всех убрать оградки. Захоронения теперь ровными рядами. Междурядье – четыре метра. И вот там-то, когда ряд полностью заполнен, отдавая дань традициям, смотрители устанавливают несколько столиков и лавки. Можно выбрать ближайший, чтобы присесть. А как удобно искать: есть журнал, где записано, какой ряд, какая могила.
    Строгий порядок не позволяет самолично устраивать «фамильные» захоронения, не поставишь оградку «на вырост», как у нас принято, чтоб «всем вместе потом».
    В 90-е Наталья Станиславовна с семьёй жила в Узбекистане. В небольшом городке в ста километрах от Ташкента кладбищ было два – мусульманское и для русскоязычного населения. «На первом не была, – рассказывает она, – а по второму было приятно гулять, как по парку – так там красиво. Все дорожки заасфальтированы. Туя – шарообразная, пирамидальная. Оградки тоже есть, но сантиметров пятьдесят в высоту – символические. Искусственные венки не приветствуются, да и незачем – розы в изобилии – климат позволяет. Через пару дней смотритель убирает увядшие букеты. Он уже ухаживает за высаженными цветами (высаживали чаще тоже кусты роз)».
    Кстати, оградки, по мнению культурологов, ни с какой православной традицией не связаны. Цепи, ограды, высаженная зелень появились не у нас, а в эпоху романтизма в Европе, той самой, у которой сейчас ряды по струночке. Но это были «причуды» богатого населения. Сейчас кладбища того времени с великолепными скульптурами, своеобразной архитектурой – достопримечательность Парижа и других городов.
    В России, по мнению профессора Яна Левченко (Москва) ограды появились в качестве стихийной инициативы совсем недавно – в середине XX века: люди начали обносить участки, выкупленные у государства или взятые в аренду, оградами-заборчиками. Ограждение маркирует «ваше» и «чужое». Есть свидетельства, что оградки появились гораздо раньше и по другой причине – обычай собираться и поминать усопших всей роднёй породил их. Получается, чувство семьи, сплочённость – в высшей мере похвальные качества – толкают людей на это. И как, на самом деле, здорово, когда взрослые, уже седые дети, ссорятся из-за того, что нынче «я буду красить оградку, а не ты». Понимаете, «я, а не ты», а не наоборот… Когда со всего Забайкалья съезжаются накануне Родительского дня уроженцы деревень – прибраться, обновить, «навестить». Кто на день («обудёнкой»), кто дня на три, если есть, где остановиться. Чувство корня, сыновий долг – неодолимая сила.
    Поневоле подумаешь: и ладно. За границей, конечно, рядами и красиво, но как-то уж очень выверено всё (посмотрите фото). И упорядочить ряды могил с «фамильными» оградками в Забайкалье не получится. Да на погостах малых поселений пока нет такой нужды. Но вот горы выцветших пластмассовых венков каждую весну, которые экологии вредят и погосты не красят, мы уменьшить в силах.
    
    Елена Сластина
Яндекс цитирования