Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
СИТУАЦИЯ
    Процедура «омоложения»
БЕЗ РЕТУШИ
    Зато Крым наш
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    «Подари подписку ветерану»
ВЗГЛЯД
    В мраморе и пластмассе
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Бренды, большие и малые
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Хушенгинская писательница российского масштаба
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    Баллада о солдате
    Именем Героя
ТелеМАНИЯ
    Вечный «Гитлер»
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Ностальгия по советской…. селёдке
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Покоптим?
ВЫХОД В СВЕТ
    Танцуют все!
ОТКЛИК
    «Мой земляк-сретенец…»
Возвращаясь к публикации
    Помогите! Или зачем школе автобус
ЗНАЙ НАШИХ!
    «Белая ладья» бьёт рекорд
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    Лига рабочих специальностей
ЗДОРОВЬЕ
    Здоровье весной
ФАЗЕНДА
    Пицца выходного дня
    Муравьи – друзья или враги?
    Правильный посадочный материал
Выпуск № 17 от 24.04.2018 г.
Вечный «Гитлер»
Едва ли не у каждого талантливого и знаменитого актёра есть своя «звёздная» роль (а то и не одна). Иногда она становится путеводным «маяком» для него, «освещая» дальнейшую карьеру, иногда довольно жёстко делает его своим заложником. А если персонаж ещё и отрицательный, причём исторический? Если он лично ненавистен актёру? Сегодня в «Телемании» немецкий актёр (ГДР) Фриц Диц – общепризнанный экранный Гитлер.
Гитлер в кабаре

    В одном из городов Тюрингии – Майнингене, что на востоке Германии, в далёком 1901 году 27 февраля, в бедной рабочей семье Диц родился малыш, которого окрестили типично немецким «народным» именем – Фриц. Он рано лишился отца, в девять лет пошёл работать, чтобы помочь семье, стал электриком, а в 1920 году неожиданно для всех поступил в Высшую школу театрального искусства Майнингена, по окончании которой через пару лет уже дебютировал на сцене Майнингенского театра в «Вильгельме Телле» Ф. Шиллера.
    Начиная с 1924 года, в течение нескольких лет Фриц работал на сценах провинциальных театров в Эйзенахе, Ханау, Фленсбурге, в Баден-Бадене и венгерском городе Эгер. Актёр вернулся в Германию, когда в стране начал набирать силу национал-социализм во главе со своим фюрером. В это время Диц, склонный к юмору, решил попробовать себя ещё и в кабаре, где стал пародировать... Гитлера. Хотя его партия ещё не пришла к власти, это был довольно рискованный шаг. Весельчак Фриц наклеивал усики, выходил на сцену, делал взмах рукой в характерном «национал-социалистическом» жесте, в зале многие дружно вставали, отвечали такой же известной репликой, а «Гитлер» вдруг выдавал: «Вот на такую высоту прыгает моя собачка!» Зал замирал от неожиданности, а потом многие начинали хохотать... В кабаре захаживали иностранные дипломаты и журналисты, все были довольны, в том числе и власти – тогда это было ещё безопасно и демонстрировало германскую демократию. Испытав себя на поприще сценического комика, Диц продолжил театральную карьеру.
    
Коммунист. «За собачку ответишь...»

    В эти же годы, разделяя взгляды с представителями левых сил страны, актёр вступил в члены Коммунистической партии Германии – на тот момент лишь она могла противостоять нацистам. Именно поэтому КПГ в январе 1933 была запрещена. Произошло это вскоре после поджога Рейхстага. Большинство активистов было репрессировано. Дицу намекали, что он ответит не только за своё членство в запрещённой партии, но и «за собачку». На второй день после поджога пришли с обыском из Гестапо, а затем актёра уволили с работы. В концлагерь были отправлены его родственники и друзья. Самому Дицу грозило кое-что похуже лагеря. Оставалось одно – скрыться в нейтральной Швейцарии. Что актёр вместе с женой и сделали.
    
Театр и борьба

    Оказавшись в одном из небольших швейцарских городов Санкт-Галлене, Диц через пару лет вышел вновь на театральные подмостки в местном городском театре. Играл Петруччо в «Укрощение строптивой» Шекспира, Пера Гюнта в драме Ибсена, Мортимера в «Марии Стюарт» Шиллера, Хлестакова в гоголевском «Ревизоре» и ещё десятки ролей. В 1937 году Диц впервые попробовал себя как режиссёр, поставив «Скупого» Мольера, «Сон в летнюю ночь» Шекспира и т.д. Актёр не забывал и о политической борьбе – в 1943 году он с женой и одним из своих товарищей образовал местный комитет движения «Свободная Германия», был также членом редколлегии ежемесячного журнала комитета. Дважды засланные в Швейцарию нацисты, помимо шпионской деятельности, пытались ликвидировать актёра-коммуниста, но безуспешно.
    
Прорыв на экран

    Только после разгрома ненавистных нацистов и окончания Второй мировой войны Диц смог вернуться на родину – в Восточную Германию, вскоре ставшую ГДР. В 1946 году он возглавил театр в родном Майнингене и даже был его интендантом. Играл в пьесах, сам ставил спектакли, пока однажды не сбылась ещё одна давняя мечта Фрица. В 1951 году на сцене его заметил режиссёр студии DEFA Отто Мейер и предложил актёру-театралу роль в фильме «Тень над островами» (1952), не главную, но всё же... Диц с радостью согласился. Через год последовало ещё одно предложение от киношников – сняться в комедии «Куртка как брюки» (Jacke wie Hose, 1953). Фриц ликовал и с нетерпением ждал новых предложений, и они последовали.
    
Тёмно-звёздная роль

    Участие в третьей кинокартине стало для актёра «тёмно-звёздным», если не роковым.
    Один из самых известных немецких режиссёров Курт Метциг в 1953 году снял первую часть фильма, сейчас бы его назвали «биопиком» – лентой, основанной на реальных фактах жизни известного человека, – «Эрнст Тельман – сын своего класса» – о революционере, коммунисте и антифашисте Германии. В конце 1954 года Метциг, работая над второй частью эпической картины, предложил Фрицу Дицу роль Адольфа Гитлера. «Но я не похож на этого...», – в жизни всегда интеллигентный актёр с ненавистью прибавил несколько крепких словечек. «Это только вам так кажется. Гримёры сделают всё как надо», – заверил режиссёр. В 1955 году на экраны Германии, затем Европы и СССР вышла вторая часть дилогии «Эрнст Тельман – вождь своего класса». Помимо главного героя картины, миллионы зрителей обратили внимание на зловещую фигуру фюрера – на экране был явно не актёр, а живой Гитлер. В залах кинотеатров даже раздавались яростные выкрики, сводившиеся к примерно следующему: «Да что же это такое? Этот гад ещё живой, что ли!?» Интересно, что в советском прокате актёра Гюнтера Зимона, исполнявшего роль Тельмана, дублировал молодой Сергей Бондарчук, а Фрица Дица – Гитлера – популярный актёр Владимир Кенигсон, прославившийся в будущем не только своими ролями, но и озвучкой знаменитого французского комика Луи Де Фюнеса.
    
Работать Гитлером

    В середине 1950 годов Диц с семьёй перебрался в Дрезден, а затем в Берлин, продолжая работать в театре, сниматься в кино и на телевидении в сериалах. К 1967 году актёр воплотил на экране в 17 фильмах самых различных персонажей: рабочих, военных, медика, руководителя завода, госсекретаря, машиниста-железнодорожника и т.д. В 1967 Дицу пришлось стать Гитлером ещё раз в приключенческой военной драме Яноша Вейчи «Замёрзшие молнии» о борьбе узников секретного завода с «ракетной шайкой» Вернера фон Брауна, строящих и испытывающих «оружие возмездия» – «Фау-2», с помощью которого фюрер надеялся выиграть войну. Картина с успехом прошла в Европе и в СССР. Очередной «живой» Гитлер Дица орудовал на экране. Актёр, этот вечный антифашист и коммунист, с возрастающим отвращением работал со своим персонажем. «Всё. Хватит! Больше этого мерзавца не играю!» – сказал себе актёр. Но работа есть работа. В том же 1967 году на главную студию ГДР – DEFA поступил звонок из Москвы. Звонили русские коллеги с «Мосфильма», где режиссёр Юрий Озеров запустил проект из четырёх картин, ставший впоследствии самой грандиозной военной эпопеей о Второй мировой войне за всю историю кинематографа – «Освобождение». Вскоре к телефону попросили товарища Дица...
    
Воскресший из ада

    Диц на звонок с «Мосфильма» ответил отказом. Актёр стал просто бояться, что начал становиться заложником одной роли, да ещё такого ненавистного персонажа. Фрица долго уговаривали, причём не только немецкая и советская стороны проекта, но и поляки, югославы, итальянцы. Только под влиянием главы ГДР и его коммунистической партии, товарища Эриха Хонеккера, Диц, как дисциплинированный член КПГ, перешагивая через себя, дал согласие и вскоре уехал в Москву.
    Фото- и кинопробы были лишними. И вот в один из съёмочных дней после работы советских гримёров со всей группой Озерова произошло то, что и с их коллегами, снимавшими впоследствии другой знаменитый фильм, где немецкий актёр принимал участие, – «Семнадцать мгновений весны». В шумном павильоне внезапно наступила тишина. Всех охватил натуральный ужас, аж руки затряслись, когда в павильон вошёл Фриц Диц. Это был каким-то страшным чудом воскресший живой Гитлер! Идеальный, жуткий двойник, не только внешне, но и по голосу, интонациям.
    
«Фюрер... мой фюрер..»

    Даже бывшие нацисты были поражены, увидев Дица в роли фюрера. Доходило до мрачных курьёзов. На съёмках заключительного фильма эпопеи «Последний штурм» (1971) во время перерыва Фриц Диц в гриме отошёл покурить на улицу (натуру снимали в Берлине). «Гитлера» увидели двое похожих пожилых мужчин (как выяснилось потом, туристов из ФРГ). Они жутко побледнели. Один из них вскинул вверх руку в нацистском приветствии и хрипло закричал «Хайль, Гитлер!» Второй, выпучив в ужасе глаза, судорожно шепча: «Фюрер... мой фюрер..», упал в обморок. Бывшим нацистам, уже давно отбывшим свой срок в тюрьме, ныне добропорядочным западным немцам, пришлось вызывать неотложку.
    
Диц против Гитлера

    Отрицательных героев играть чаще всего сложней и интересней – утверждают многие актёры. Диц в отношении своего «главного персонажа» явно не разделял это мнение. После выхода на экраны первого фильма эпопеи «Освобождение» – «Огненная дуга» (1969), разноплановый талантливый актёр понял, что попался в плен к образу, который сам же и воплотил в жизнь. Фриц Диц стал Гитлером. Лучшим и самым убедительным не только в СССР, но затем и во всей Европе, и далее. Его немецкое «народное» имя Фриц в сочетании с громкой и короткой фамилией, звучащее, словно военная команда, Диц, стало после выхода всей киноэпопеи Озерова прочно и неразрывно ассоциироваться исключительно с кинообразом Гитлера. Снявшись в картине «Я – справедливость» (1967), в знаменитом сериале «Семнадцать мгновений весны», затем в двух крупнейших проектах: «Выбор цели» (здесь Диц исполнил две роли – немецкого химика, лауреата Нобелевской премии Отто Гана и фюрера) и киноэпопее «Солдаты свободы» (СССР, ГДР, НРБ, ПНР, ЧССР, ВНР, реж. Ю. Озеров, 1977), Фриц не хотел капитулировать перед своим персонажем. Он продолжал бороться – играл в кино и театре разноплановые роли, но «тень» Гитлера продолжала преследовать актёра. В какой-то момент коммунист Диц понял, что, воплощая фюрера на экране и сцене, он сражается против него, каждый раз так или иначе уничтожая в финале его чёрную коварную, моральную, психологическую и физическую сущности. Он не искал оправдания своему персонажу. Никогда не обеляя его, не вызывая ни малейшей толики жалости, как это ныне пытаются делать некоторые современные кинодеятели, он рисовал его метко и хлёстко – злым гением мира, демоном войны, параноиком. «Хорошо, что без грима я не похож на Гитлера», – частенько подшучивал Диц.
    
Победивший демона

    В последний раз актёр появился на экране в 1979 году в житейской семейной драме «Счастье на задворках» (реж. Х. Цшохе), где исполнил роль священника, отца Эрпа. В общей сложности актёр снялся в 30 фильмах и четырёх сериалах, включая культовый «Семнадцать мгновений весны» и популярный в СССР в 1970-х «Красные альпинисты» (несколько раз повторялся на читинском телевидении), но зритель, несмотря на разноплановые, интересные работы Дица запомнил его по единственной, исполненной семикратно, потрясающе реалистично и страшно... И каждый раз в финале победа над демоном с косой чёлкой оставалась за актёром.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования