Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
МНЕНИЕ
    О Тергени в противовес
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Не выплеснуть бы с водой и ребёнка…
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Чита слезам верит?
И Я ТАМ БЫЛ...
    Здравствуй, дедушка Мичурин!
ДАТА
    Культура в Елизаветино жива
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Культурный код Забайкалья
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Выставка наивного искусства
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    Время встреч и воспоминаний
ТелеМАНИЯ
    Гайдай, Барбос и гениальный смехо-кросс. Забег №1
ЗНАЙ НАШИХ!
    Перед людьми и совестью права
ВЫХОД В СВЕТ
    Шанс полететь… в космос!
ТАЛАНТЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ
    Стеклянная жизнь Оксаны Тонких
ЧИТАТЕЛЬ ПИШЕТ
    Хвост отсекли – смысл изменили
УГОЛКИ ЗЕМЛИ РОДНОЙ
    Здесь живут последние герои?
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Прогулки Анатолия Ивановича
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ОТКРОВЕННО О ЛИЧНОМ
    Пост – это не диета
Выпуск № 13 от 26.03.2019 г.
Гайдай, Барбос и гениальный смехо-кросс. Забег №1
Весна. Конец марта. Под лучами яркого забайкальского солнца хочется сбросить с себя полусонные оковы недавней зимней спячки-лени, прогуляться по свежему, теплеющему с каждым днём воздуху, размяться и даже пробежаться. Разве нет? А раз так, то сегодня в «Телемании» самое времечко вспомнить о двух знаменитых «беговых» комических короткометражках длиной в 10 и 18 минут, которые, каждый раз покатываясь со смеху, мы смотрим уже более полувека: «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики».
Старт с... провала!

    Началась вся эта легендарная кросс-хохма с собакой, динамитом, самогонкой и троицей неунывающих, весёлых алкашей с... провала! В 1958 году никому не известный, начинающий режиссёр Леонид Гайдай снял комедию «Жених с того света». Сатира на советскую бюрократию оказалась настолько ядовитой и злой, что несмотря на удачную постановку и смешной сюжет, фильм был «свирепо зарезан» министерством культуры и на долгое время отправлен «на полку». После этого Гайдаю не оставалось ничего другого, как снять в 1960-м угодный руководству фильм на историко-революционную тему о школьниках-следопытах «Трижды воскресший». Картина оказалась настолько чуждой режиссёру, что он возненавидел снятое, к тому же она с треском провалилась в прокате. Что делать дальше? Снимать идеологическую «заказуху»? Тяготеющий к комедии Гайдай этого делать просто не мог. Он впал в депрессию и решил уйти из кино. В начале осени 1960 года покинул столицу и вернулся в Иркутск к родителям.
    
Два Николы, Гаврила и пёс с чердака

    Как-то Леонид забрался на чердак своего дома в целях сортировки нужного и ненужного хлама в виде массы старой периодики и случайно увидел ветхий номер «Правды». На последней странице газеты внимание привлёк смешной рисунок трёх хмельных мужиков и собаки. Тут же был фельетон в стихах «Пёс Барбос» поэта Степана Олейника. Фельетон был перепечаткой столичной газеты с украинского сатирического журнала «Перец», где назывался «Два Николы и Гаврила». Гайдай, хохоча, кубарем скатился с чердака и всего за час накидал примерный сценарий. Леонид поменял национально-украинских Никол и Гаврилу на «интернациональных» героев-масок Труса, Балбеса и Бывалого. Лающий блюститель защиты природы и противник алкоголя остался под своей кличкой. Закончив в считанные дни работу над сценарием, Гайдай выехал в Москву. Руководство «Мосфильма» приняло сценарий «Пёс Барбос и необычный кросс» на ура и рекомендовало к производству.
    
Троица

    В декабре 1960 года начался отбор актёров. Без проб был утверждён только Вицин на роль Труса. Сергей Филиппов усиленно претендовал на Балбеса. Однако режиссёру кто-то предложил сходить в цирк и посмотреть на Юрия Никулина. Как только Гайдай увидел клоуна, тут же заявил: «Балбеса больше не ищем. Этому даже грим не нужен...»
    Могучим Бывалым мог стать Михаил Жаров. Не подошёл по причине отсутствия мощных габаритов. Пробовался комик Иван Любезнов, но отказался из-за физической формы – ему было тяжело бегать от собаки. Неизвестно сколько бы ещё искали подходящего Бывалого, пока руководитель «Мосфильма», режиссёр Иван Пырьев не представил съёмочной группе необъятного Евгения Моргунова. 26 декабря троице сделали фотопробу, а на следующий день худсоветом киностудии она была утверждена.
    
Динамитный Брёх

    Однако по разным причинам съёмки короткометражки начались только в октябре 1961 года. Снимали в районе подмосковного посёлка Снегири. Начинали в девять утра. Вместе с актёрами работал талантливый дворняга по кличке Брёх. Поскольку две трети фильма – это сплошные трюки и бег браконьеров «алкоголистов» от Барбоса, то Вицин, Никулин и Моргунов бесконечно бегали. В испорченном десятке дублей, несмотря на талант, был виноват Брёх: то ронял «динамит», то удирал в лес, то вдруг посреди съёмки оглядывался и внимательно смотрел на орущего дрессировщика. На очередном дубле погони Брёх вдруг положил «динамит» с дымящимся шнуром на пенёк и поднял заднюю лапу. А вымотанная троица всё бегала, бегала, бегала...
    Факт барбосо-ненормативный. Самый замученный из троицы, Моргунов едва переводя дыхание, после очередного «кросса» бросил: «В конце картины я этого пса втихую придушу...» и прибавил крепкое словцо. Брёх ощетинился на Бывалого и заворчал, хотя и по-собачьи, но явно также «ненормативно». В следующем дубле хвостатый актёр демонстративно бросил «динамит» и вцепился в ногу Моргунова. В общем, до конца съёмок они так и «собачились» друг с другом.
    
Стриптиз шалашовый

    Одним из смешных моментов фильма стала сценка, где троица пробегает через лесной шалаш. Бывалый и Балбес мчатся дальше, а Трус в ужасе выбегает из шалаша без штанов. Следом должен был появиться здоровенный медведь с брюками Труса в лапах. Директор картины сказал, что денег на никаких медведей в смете нет. Тогда Никулин выпросил у себя в цирке чучело косолапого. В шкуру залез Гайдай и принялся изображать хищника. Когда просмотрел отснятое – ужаснулся: настолько «медведь» оказался фальшивым и халтурным. Пришлось вырезать и смонтировать, как есть. Кто раздел Труса? Непонятно. Но сценка стала ещё смешнее.
    Неизвестный факт о невошедшей барбосо-сцене. В сценарии присутствовало ещё несколько эпизодов, которые были отсняты, но не вошли в фильм. Так, троица, спасаясь от пса, врезалась на бегу в пасущееся стадо. Вицин попадал верхом на козу, Никулин – на корову, а Моргунов вдруг видел, что вместо псины за ним мчался громадный бык с динамитом в зубах. Это как будто Бывалому почудилось, что Барбос передал эстафету с динамитом быку. Моргунов протирал глаза, и бык мгновенно исчезал, превращаясь в пса. Группа снимала дубли и, не переставая, хохотала. Материал получился очень смешным, но при монтаже его полностью удалил Гайдай, поскольку фильм не должен был превышать десятиминутный хронометраж.
    
Как оперный певец Козловский «тронулся»

    В последний съёмочный день в конце октября снимали самые заключительные эпизоды, когда пережившие взрыв динамита Трус и Бывалый транспортируют на тележке психически невменяемого, радостного Балбеса. В ожидании солнца Гайдай объявил перерыв. Никулин и Моргунов расположились на лесной полянке покурить. Некурящий интеллигентный Вицин прогуливался в сторонке и напевал: «Куда, куда вы удалились...» Мимо актёров проходили местные колхозники. Увидев оборванного, чёрного от сажи и копоти человека, распевающего арию Ленского, они удивлённо остановились: «Что случилось, товарищи?» Моргунов тут же ляпнул без тени улыбки: «Не видите, что ли? Это ж оперный певец Иван Семёнович Козловский. У него сегодня дача сгорела, вот он и того... немножко тронулся. Сейчас из Москвы скорая приедет, заберёт...»
    А дача Козловского действительно была в Снегирях, где происходили съёмки.
    «Как же так? Такая дача и сгорела!» – расстроились простодушные колхозники. «Ничего, – успокоил Моргунов, – у него деньжищ полно – новую отгрохает, – и крикнул Вицину: – Иван Семёнович, вы попойте там ещё, походите». Вицин, ничего не понимая, ответил: «Хорошо, мужики, попою» – и продолжил петь. Колхозники посмотрели со страхом на тронутого «погорелого Козловского» и быстренько ретировались посмотреть, что осталось от огромной богатой дачи. Что было далее, история умалчивает.
    
Мучения композиторские

    Поскольку в картине не было сказано ни одного слова, её, как сейчас говорят, саундтрек строился только на шумах и музыке. Композитор Никита Богословский, вопреки правилу, написал музыку не до, а после её монтажа. Он лично дирижировал оркестром при записи музыкальной дорожки во время прокручивания на экране ленты. Каждый дубль композитор страшно мучился, мобилизуя все свои силы, чтобы не разразиться хохотом от видеоряда.
    
Кросс-триумф по миру

    Первая эксцентрическая комедия Гайдая вошла в альманах «Совершенно серьёзно» и вышла на экраны в первой половине 1961 года. Бешеный успех «Пса Барбоса» трудно переоценить: фильм закупило более 100 стран мира, включая США! Народ хохотал до упаду, до колик в животе, глядя на приключения троицы. Язык блистательной гайдаевской короткометражки не нуждался в переводе. Это была идеально чистая комедия на уровне мировых гениев Чаплина, Лойда, Китона. Фильм номинировался даже на престижную Золотую пальмовую ветвь в Каннах!..
    ...А съёмочная команда Леонида Гайдая уже готовила стаканы, стеклотару, закуску, дрожжи и сахар! Инженер группы с энтузиазмом сооружал для работы «хитроумный агрегат» и гнул змеевик. Впереди вновь была масса трюков, погонь, гэгов и шуток. Впереди были «Самогонщики», но об этом – в следующем «забеге» через выпуск – в «Телемании» 9 апреля.
    В следующей нашей встрече мы будем на Балканах…
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования