Стеклянная жизнь Оксаны Тонких Впервые маленькая Оксана взяла в руки стеклорез в шесть лет. Под строгим папиным присмотром неумело, но вполне уверенно и аккуратно разрезала своё первое стекло. Спустя годы девушка создаёт настоящие шедевры из обычного, на первый взгляд, стекла.
Фея рукоделия
– Стеклорез был алмазный. И я никак не могла определиться, что мне больше нравится, то, что он алмазный, или то, что им можно резать стекло, – улыбается Оксана. Мастерить девушке нравилось с детства – постоянно то вышивала, то шила, то плела из бисера, то увлекалась свит-дизайном (составление букетов из конфет). – Есть такой детский мультфильм «Феи» – это предыстория феи Динь-Динь из сказки про Питера Пэна. И там смысл в том, что феи бывают разные – фея ветра, фея природы, фея животных и даже фея рукоделия. Вот и я такая фея. Я родилась в Могойтуе вторая девочка в семье, и так как папа очень сильно хотел мальчика, он никогда не противился тому, что я беру молоток, стамеску или рубанок. Я много времени проводила с ним в гараже с гаечками, болтиками – он ремонтировал машину, а я всегда крутилась рядом. То же самое с моей старшей сестрой – папа с малых лет учил нас водить машину, мотоцикл, – вспоминает девушка. Из детства же и особая любовь девушки к стеклу: – Папа сам построил дом, второй этаж у которого был мансардного типа. И две стены на втором этаже были полностью стеклянные, такое панорамное остекление. Как только становилось тепло, я пропадала на втором этаже. Я любила смотреть на мир через стекло. Весь мир у тебя, как на ладони, но с другой стороны, ты защищён стеклянным барьером, – вспоминает Оксана Тонких. Девушку всегда привлекали красивые и яркие витражи, поэтому когда у неё появился свободный выход в интернет, осуществить свою мечту стало проще. «Когда ты смотришь, как солнце проходит сквозь цветное стекло, это впечатляет. И я захотела сделать что-то такое же красивое сама», – говорит она. Цветы за стеклом
К сожалению, выбор оборудования и материала для работы в витражной технике Тиффани, которой занимается Оксана Тонких, в Чите небогат, их пришлось заказывать в других городах. – Замечательный человек Льюис Комфорт Тиффани придумал технологию – обматывал стёклышки медной фольгой. Конечно, сначала нужна идея, что именно ты хочешь сделать, затем тебе нужен эскиз и детали. Я накладываю стекло на чертёж, обвожу специальным карандашом или маркером и вырезаю с помощью стеклореза. Стеклорезы бывают разные, у меня, например, масляный. Когда режущая головка скользит по стеклу, одновременно с этим в трещинки поступает и масло, и стекло проще ломается, – объясняет мастерица. На первый взгляд, технология создания очередного стекольного произведения проста: грани вырезанной детали шлифуют, чтобы не было сколов, обматывают фольгой, обезжиривают специальным средством, а затем с помощью паяльника собирают в нужную композицию. При желании на изделие можно нанести патину. – Самая сложная вещь, которую я на данный момент делала, – это большая форма в виде купола для посадки растений, – вспоминает девушка. Одно из последних произведений – свадебные шкатулки для колец к мероприятию «Свадьба на миллион». Говорит, на всё ушло два дня. Конечно, помогают Оксане и родные – восьмилетний сын Тимур и супруг Алексей. – Я бы сказала, что мой главный помощник, вдохновитель и генератор идей – это мой муж. По специальности он инженер-проектировщик, поэтому чертежи первой сложной формы, которую мне захотелось сделать, и последующие, делает именно он. А сын помогал делать ёлку из стекла, помогает на завершающем этапе – наносит патину. Любит оформлять флорариумы (композиции из растений в стеклянной ёмкости) – засыпает цветной песок, раскладывает камушки и декор, вносит свою изюминку в цветочную композицию, – говорит Оксана. Сейчас она делает предметы интерьера из стекла, различные геометрические формы и флорариумы . Работает рукодельница на кухне, но в планах найти отдельное помещение недалеко от дома. Каких-то отдельных сложностей в работе, говорит девушка, нет, каждый процесс интересен по-своему. Хотя самая медитативная часть – обмотка стекла фольгой – требует много терпения и времени. – Главное правило, которого я всегда придерживаюсь, – говорит Оксана, – не заставлять себя творить через силу. Стекло очень капризный предмет, поэтому в плохом настроении садиться за работу не стоит. Ну и, конечно же, обязательно нужно желание этим заниматься, иначе ничего не получится. И не бояться – ничего сложного в этом нет, ведь все наши ограничения – только в нашей голове. Екатерина ФИЛИППОВА |