Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Праздник Белого лепестка: для самых маленьких
О ВАЖНОМ
    У вас новое сообщение!
НА ЗАМЕТКУ
    «Алло, беспокоит коллекторское агентство…»
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Бардак шуудан
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Убойное дело, или Таможня «добро» не даёт
ДОБРОЕ ДЕЛО
    Училище культуры справляет юбилей!
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Такие разные, но все – свои!
НАША ГОРДОСТЬ
    Покорители брусьев, властелины колец
НУ И НУ
    «Птичье» шествие по Кыре
ЗНАЙ НАШИХ!
    Любить по-русски
1941-1945
    «Он командовал миллионами людей»
ТелеМАНИЯ
    Великие, хипповые, музыкальные и очень Бременские. Часть 2
ФОРМУЛА УСПЕХА
    Ж+СО=20
ПРОШУ СЛОВА!
    Первомайская – первоклассная!
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
    Будьте терпимее, будьте добрее к больным…
КРИК ДУШИ
    Вспомни о матери
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА
    Исландия: страна, в которой все знают друг друга в лицо
27 НОЯБРЯ - ДЕНЬ МАТЕРИ!
    Сказка о материнской любви
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
    «Своя земля» и в трудные времена мила
ЗДОРОВЬЕ
    Малина обыкновенная
ФАЗЕНДА
    Всё начинается с рассады
Выпуск № 47 от 22.11.2016 г.
Великие, хипповые, музыкальные и очень Бременские. Часть 2
Эй, народ, «ну-ка все вместе, уши развесьте!», ибо поющие эти хитовые строчки сегодня вновь в «Телемании», в продолжении своих приключений, связанных с историей их появления.
А по сему «лучше по-хорошему, хлопайте в ладоши вы-ыыы!»и читайте далее…
    
«Бременские» погромы
    ...Пока весь июль и август 1969 года население СССР от мала до велика с упоением ...цатый раз пересматривало мультфильм с «хипповыми» музыкантами, «ой-ля-ля – разбойничками», с не слишком интеллектуальным монархом и его «тусовкой», слушало пластинки с записью сказки и с энтузиазмом распевало хиты Гладкова и Энтина, то официальная критика и киномузыкальная номенклатура безжалостно громила «Бременских музыкантов». Досталось конкретно и лично авторам. Так, режиссёру скандально-популярного мультфильма Инессе Ковалевской пришлось немало выслушать о своём непрофессионализме и о «тлетворном влиянии Запада». Из-за «Бременских» ей даже отказали в приёме в Союз кинематографистов.
    
Добрый Ильич не одобрил
    Актёр Олег Анофриев, спевший за Трубадура, пса и кота, а так же за знойную Атаманшу и разбойников, тоже получил свою порцию неприятностей. Вскоре после выхода мультфильма, выступая на концерте в Кремле, Олег с энтузиазмом пел главную песню «Бременских», и когда дошёл до слов: «...Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы», сделал рукой жест, в сторону правительственных лож. Несмотря на то, что генсек Леонид Ильич Брежнев был человек добрый и с юмором, этот «прикол» ему всё же очень не понравился. У Анофриева начались неприятности. Мечтающему работать в серьёзном драматическом кино талантливому актёру довольно долгое время удавалось сниматься лишь во второсортных комедиях и петь за кадром.
    
Народ требует мульт-зрелища!
    Однако, несмотря на официальную «анти-бременскую» канонаду многомиллионная армия зрителей стала требовать продолжения. В течение трёх лет «Союзмультфильм» заваливали письмами, а от руководства некоторых кинотеатров даже пошли телеграммы: «Народ требует! Имейте совесть!»
     К этому времени режиссёр Ковалевская успела снять знаменитый «Катерок» с хитом «Чунга-чанга» и уже занялась другими проектами. Оставшиеся авторы: поэт Юрий Энтин, композитор Геннадий Гладков и актёр, писатель, сценарист Василий Ливанов, решили действовать своими силами, «избрав» режиссёром самого Ливанова (будущего Шерлока Холмса «всех времён и народов»).
    
Гениальный сыщик… хулиган
    Поначалу вся эта «бременская» компания вообще не имела понятия, о чём снимать продолжение, пока Энтина в январе 1972 года не осенило: «Раз принцесса, хотя и со своим законным мужем, но убежала, Король должен непременно нанять детектива и отправить его на поиски». Поэт даже черкнул четыре строчки «партии Сыщика» и, заранее хихикая, понёс их Гладкову с Ливановым.
     «Ну и чего ты там выдумал?» (Измученные поиском сюжета товарищи были настроены пессимистично.) Энтин с порога заявил, что вторая часть начнётся с того, что глупый Король нажимает на кнопку, появляется Сыщик и звучит песня:
    «Я – гениальный сыщик,
    Мне помощь не нужна,
    Найду я даже прыщик
    На ж…пе у слона».
    Гладков и Ливанов с минуту смотрели на поэта-хулигана совершенно безумными глазами, а потом с ними приключилась форменная истерика с диким хохотом до слёз и икоты... Идея была настолько хороша, что готовый сценарий «По следам бременских музыкантов» уже проходил на «Союзмультфильме» формальности по запуску в производство, для чего понадобилось всего три дня! (Разумеется, то место, где гениальный сыщик обнаружил дефект кожи у слона, перенесли на более нейтральную телесную территорию.)
    Анофриев, с нетерпением ожидавший продолжения работы над озвучиванием полюбившихся персонажей, с ужасом прочёл сценарий второй части. «Бред сивой кобылы!» – и... отказался участвовать в проекте, о чём впоследствии очень и очень жалел.
    
Муслим у микрофона
    Место Анофриева занял уже взлетевший на музыкальный советский Олимп великий Муслим Магомаев. Певца пригласили ещё и потому, что авторам мультфильма нестерпимо хотелось снова чем-нибудь ошеломить публику. Попали «в яблочко». Во время записи фонограммы Магомаев с видимым кайфом хулиганил перед микрофоном вовсю, изображая: то хитрого Сыщика, то молодчагу Трубадура, а то и саму разбойничью Атаманшу. Активно включился в запись и сам композитор. Помог случай. Однажды Магомаев не смог прийти на студию по причине срочного концерта и, чтобы заполнить «окно» Гладков вместо Муслима попробовал спеть за глупого Короля в известном хите «Такая-сякая». Ливанов с Энтиным прослушали пробную запись и остались очень довольны: «Гена, ты Король и точка!»
    
«Инновации» семейной пары
    Во второй части сказки главные герои претерпели некоторые изменения, особенно Трубадур. Лицо стало более выразительным, лучше прорисовали глаза, исчез нос картошкой, подбородок стал более мужественным. Изменилась у Трубадура и причёска: на смену «лохматости» в стиле «Битлз» пришла стрижка с аккуратным пробором и бакенбардами. И вообще, он стал постарше. Принцесса тоже заметно повзрослела: вместо двух хвостиков – распущенные волосы, но облегающее платье-мини с первой части осталось – оно подчёркивало, как нельзя лучше, женственную фигуру.
    
Трубадур Элвис, животные «битлы» и осёл Джаггер
    Большинство зрителей в момент выхода второй части мультика (декабрь 1973 года) видели в Трубадуре не иначе, как Элвиса Пресли, а в его друзьях-музыкантах легендарную ливерпульскую четвёрку. По мнению советских поклонников «Битлз» пёс походил на Джорджа Харрисона, Кот – на Пола Маккартни, барабанщик Петух – на Ринго Старра, а осёл – на Джона Леннона. Правда Осёл, особенно когда группа «заграничных певцов» пела бессмертное «Баю-баюшки, баю», виделся многим музыкально-продвинутым зрителям лидером другой британской рок-группы, «Роллинг Стоунз». В первую очередь, из-за «агрессивного» поведения на сцене и манере на весь экран растягивать «по-джаггеровски» губы, а также выпячивать небритую челюсть с крупными зубами.
    
Мегахиты и нано-гонорары
    Как и первая часть мультика, его, как сейчас говорят, сиквел, вышел одновременно с пластинкой. Победа вновь была триумфальной. Страна взахлёб смотрела мульт и самозабвенно распевала новые хиты Гладкова и Энтина. Супершлягер «Серенада Трубадура», более известный как «Луч солнца золотого» прибавил славы Магомаеву. Диск разошёлся миллионными тиражами, да и те было невозможно достать.
    Как практиковалось в то время, несмотря на баснословные прибыли, которые получали с этих фантастических тиражей фирма «Мелодия» и Госкино, авторы получили смехотворные гонорары. Юрий Энтин получил как за первый, так и за второй «ультра-сверхзолотой» диск мюзикла целых... 18 рублей! А за гигантские тиражи – премию аж в... 9 рублей 40 копеек!!! «Щедрость» киномузыкальных чиновников явно не знала границ.
    
Растлители и намекатели
    Впрочем, не отставала и критика. Вновь на мультфильм обрушились стоящие на страже идеологии и нравственности. «Растление буржуазной поп-культурой», «идолопоклонничество Западу» и ещё массу подобных обвинений пришлось вынести авторам. Дошло до того, что в песенке глупого Короля «Такая-сякая, сбежала из дворца...» усмотрели намёк на дочь генсека Галину Брежневу. Славясь развесёлым образом жизни, она увлеклась на тот момент цирковым акробатом, вышла за него замуж и отправилась по городам и весям.
    Однако… Через много лет стало известно, что охрана Л.И. Брежнева, отправляясь в специальном автобусе за генсеком, постоянно распевала: «...Величество должны мы уберечь от всяческих ему ненужных встреч». Сам глава команды, сотрудник КГБ, признался, что эта песня стала по существу гимном всех охранников Леонида Ильича.
    
Вперёд, в будущее, но… классика «forever»!
    В 2000 году Ливанов, Энтин и режиссёр Мария Степанова решили повторить успех мультдилогии и выпустили её продолжение – «Новые бременские». Несмотря на большой хронометраж (56 минут) и участие в озвучке М. Боярского, Н. Бабкиной, Ф. Киркорова, проект не то, чтобы провалился, а прошёл незамеченным, несмотря на новые, в общем-то, неплохие песни. Нечто подобное происходит сейчас и с новой, полнометражной, несколько «переосмысленной» версией мультика режиссёра А. Лукьянчикова «Бременские разбойники» (2016). Видимо энергия, задор и бескорыстие бременских музыкантов не совместимы со временем и страной, которую поработил золотой телец.
     А потому настоящие весёлые, неунывающие Трубадур и его друзья из далёких 1960-70-х годов продолжают радовать новые поколения зрителей. Для «Бременских» нет прошлого, а есть только музыка, песни и настоящее, тем более, что: «...Нам дворцов заманчивые своды, не заменят никогда свободы! Йе! Йе-йе!»
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования