Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ДАТА
    Спасающие жизни
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    За школу замолвите слово…
У ВСЕХ НА УСТАХ
    За счёт крестьянского кармана…
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Атаманша и её «Атаман»
СИТУАЦИЯ
    Сгоревшая инициатива
КРИМФАКТ
    Брала косметикой, расплатится свободой
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
    Хранительница Ямкуна
В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ
    Здравницы Забайкалья
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    Летят журавли…
ПЕРЕДОВИКИ ЗАБАЙКАЛЬЯ
    Здравствуйте, я ваша тётя!
ТелеМАНИЯ
    Трофеи 24 кадра в секунду
ОТКЛИК
    Киллеры в языке
ЧС
    В Балейской полиции сон час
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    И снова о «детях войны»…
    Долгов больше не будет?
ПО ЗОВУ ДУШИ
    И песня соберёт друзей…
ДУМЫ НА МЕЖЕ
    Самолёт и парашют от труженика Дармаева
ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
    Ради этого стоит работать, ради этого стоит жить
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
    Ради нескольких строчек в газете
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    Поиграем в ПДД?
    Это важно всем
МИЛОСЕРДИЕ
    Наша Настя должна видеть!
ФАЗЕНДА
    Кухни мира
Выпуск № 16 от 25.04.2017 г.
Трофеи 24 кадра в секунду
«Пионер», клуб ПВРЗ, «Комсомолец», «Забайкалец», клуб Управления дороги, «Спартак» – популярнейшие места сбора и отдыха жителей областного центра – кинотеатры и кинозалы Читы конца 1940-50-х годов. Советские кинохиты того времени: «Весна», «Кубанские казаки», «Встреча на Эльбе», «Подвиг разведчика», а ещё Те Самые, от которых особо учащённо и сладко билось сердце каждого читинского зрителя от мала до велика. Те самые, до отказа наполненные «чуждой», но удивительно притягательной экзотикой, приключениями, неведомой романтикой иной жизни. Те Самые, на которые билеты брались с боем, за много дней вперёд. Те Самые, где на экране перед названием кинокартины стояла строго написанная заставка-титр: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году» ...Сегодня в «Телемании» «трофейный» кинематограф.
Трофеи 24 кадра в секунду

    В июле 1945 года из Берлина в Москву начали отправляться спецвагоны с особым грузом под бдительным присмотром майоров Советской армии. В специальных ящиках, точнее, так называемых яуфах, везли десятки тысяч жестяных коробок-дисков, в которых на целлулоидной плёнке жили персонажи фильмов западных, а также и уже бывших вражеских киностудий. В Москве картины тщательно сортировали, снабжали русскими субтитрами (включая и тот самый титр: «...в качестве трофея»). В редких случаях, наскоро сделанным «ролевым» переводом (за всех героев-мужчин – один мужской голос, за героинь – один женский). Затем с лент делали массу копий и отправляли в кинотеатры, клубы и кинопередвижки всего СССР. Однако история «трофейного кино» началась вовсе не в1945-м, а на несколько лет раньше.
    
Пакт о «киноненападении»

    Незадолго до войны, в год подписания Вячеславом Молотовым и министром иностранных дел III Рейха И. Риббентропом известного Пакта о ненападении (1939) наши кинематографисты были приглашены на очень секретные просмотры. Им предложили посмотреть несколько новых немецких картин и рекомендовать лучшие из них для покупки. Зная по прессе, какой небывалой идеологической обработке подвергались зрители в гитлеровской Германии, деятели советского кино ожидали увидеть так или иначе отражающие человеконенавистнические, расистские постулаты геббельсовской пропагандистской машины. Каково же было их изумление, когда они увидели... нормальные мелодрамы, биографические, исторические фильмы, музыкальные комедии.
    Именно эти ленты составляли основной репертуар кинотеатров Германии, а откровенно нацистских, таких, как «Триумф воли» Лени Рифеншталь, или «сочувствующих», таких, как «Еврей Зюсс» Файта Харлана по роману Фейхтвангера, было сравнительно немного.
    Для покупки было отобрано около двух десятков немецких картин, зрелищных и явно кассовых, среди которых были «Индийская гробница» (1937) Рихарда Айхберга и «Охотники за каучуком» (1938) Эдуарда фон Босоди. Из-за бюрократических и дипломатических проволочек полноценные показы германских фильмов в нашей стране так и не были осуществлены. Разразилась война.
    
Кинопир во время коричневой чумы

    Несмотря на ожесточённые военные действия на два фронта, гитлеровская Германия вовсю продолжала делать фильмы. Помимо обязательных агиток и фронтовых документальных фильмов, студии щедрым потоком выпускали научно-популярное, мультипликационное и «обычное» художественное кино. Немцы не без успеха принимали участие в самых разных фестивалях-конкурсах.
    В период Второй мировой войны продолжали проводится престижные международные кинофестивали, включая известный и поныне Венецианский! В них принимали участие многие страны мира (в том числе страны арабского мира и юго-восточной Азии). Легко догадаться, что на этих фестивалях доминировали всё-таки итальянские и немецкие картины, нередко профашистского толка. Не случайно помимо знаменитого венецианского «Золотого льва» один из призов назывался «Кубок Муссолини». Державы антигитлеровской коалиции в этих фестивалях, разумеется, участия не принимали.
    
Синемапленники Бычка

    «Трофейная» киноистория продолжилась, когда в 1945 году умолкли пушки, уступив место музам и ...экономике. Пригород Берлина Бабельсберг, в котором кроме киностудий находился богатейший архив фильмов и документов, оказался в зоне советской оккупации. Кстати сказать, от названия этого пригорода у Геббельса даже была кличка – «Бабельсбергский бычок» – он курировал всё кино Германии, а заодно и всех ...киноактрис.
    Спустя несколько дней после водружения красного знамени над рейхстагом победителям досталось в общей сложности свыше 3700 полнометражных фильмов и 2500 короткометражных лент. Художественных немецких фильмов было чуть больше тысячи. Львиную же долю составили «пленные» картины США, СССР («Весёлые ребята», «Космический рейс», «Золотой ключик»), Франции, Англии, Мексики, Италии и некоторых других стран. Здесь же были киножурналы «Die Deutsche Wochenschau» – «Дойче вохеншау» («Немецкое еженедельное обозрение»), немецкая пропагандистская документалистика и американская мультипликация.
    
Ненависть, ложь на экране рейха

    Весь трофейный фонд по прибытии в СССР был подвергнут тщательной селекции. В первую очередь специалисты из Госфильмфонда, что расположен и по сей день под Москвой, в Белых столбах, занялись немецким кино. Примерно четверть художественных фильмов, снятых в Германии незадолго до войны и две трети кинопродукта во время её, были по вполне понятным причинам, скрытого или явного пропагандистского толка и в подавляющем большинстве несли агрессию по отношению к государствам антигитлеровской коалиции. Причём гражданам каждой из стран отводилась своя доля ненависти, обвинений и лжи.
    Нападение Германии на Польшу в 1939 году трактовалось как развязывание войны самими поляками-варварами. Англичане изображались как подстрекатели военной кампании и угнетатели-колонизаторы. Французов показывали в карикатурном виде, а советских людей – как нецивилизованную орду, ведомую комиссарами-евреями.
    
Романтично, аполитично, но...

    Для вышеупомянутой кинопродукции поверженного Третьего рейха был лишь один исход – строгое «заключение» в закрытых киноархивах страны-победительницы. Зато без каких-либо серьёзных замечаний к прокату на экранах СССР готовились аполитичные, развлекательные, песенно-танцевальные фильмы-ревю с виртуозной Марикой Рёкк. Явным лидером была картина, поставленная в 1944 году мужем актрисы, режиссёром Г. Якоби, «Девушка моей мечты» (оригинальное название «Женщина моих грёз»). Немецкие картины должны были познакомить советских зрителей с африканской экзотикой («Охотники за каучуком», 1938), со свирепой жестокостью восточных властителей («Индийская гробница», 1938) и другими необычными приключениями.
    Готовились к прокату и роскошные фильмы-биографии немецких кинематографистов о Рембрандте, Моцарте, Шиллере, экранизации «Тоски», «Чио-Чио-сан», «Мадам Бовари» и т.д. Но и среди этого «аполитичного» германского кинопотока были довольно странные исключения. Так, уже в 1949 году на экраны СССР вышла вышеупомянутая, откровенная антисемитская, в своё время особо отмеченная нацистскими лидерами, картина «Еврей Зюсс» (1940). Каким образом подобный фильм прорвался в кинотеатры нашей страны?
    Одной из причин была разворачивающаяся в самом интернациональном государстве масштабная политическая компания по борьбе с «космополитами», проникшими во все административно-властные структуры, науку, образование, медицину и культуру СССР. Верховная власть забила тревогу, и как одна из ответных идеологических мер – свободный выход в прокат соответствующей кинопродукции.
    
Самое прибыльное

    Страна, истерзанная годами жесточайшей войны, нуждалась не только в рабочих руках (несмотря на колоссальные людские потери, их было всё же достаточно), но и в финансах. Как известно, одними из прибыльных статей многих крупных держав значатся: изготовление-продажа спиртных напитков и кино.
    Советский послевоенный кинематограф был несомненно шедевральным, но отечественных картин явно не хватало, чтобы покрыть хотя бы часть затрат на восстановление разрушенного гитлеровцами народного хозяйства. Спаивать своих граждан было бы тоже ошибкой. И тогда появилось решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 31 августа 1948 года «О выпуске на экран заграничных кинофильмов из трофейного фонда». Уже с первой декады сентября на экраны кинотеатров, Домов культуры, производственных и сельских клубов СССР хлынули десятки захватывающих немецких кинофильмов, которые вполне естественно и законно можно было назвать трофейными. Были и...
    
...Другие трофейные

    В захваченном Красной армией геббельсовском киноархиве в Бабельсберге, немецкие фильмы составляли его лишь на треть, остальные две занимали картины исключительно импортного производства, в большинстве Голливуда. «Мост Ватерлоо» с очаровательной Вивьен Ли, «Сестра его дворецкого» с блистательной Диной Дурбин, «Серенада Солнечной долины» с её немеркнущими музыкальными хитами: «Поезд на Чаттанугу» и «Серенадой лунного света», «Башня смерти», «Багдадский вор», «Королевские пираты», «Три мушкетёра», «Знак Зорро», «Судьба солдата в Америке» и ещё множество других, венчал которые цикл фильмов о дикой личности Тарзане. От одних только названий этих кинокартин сердца читинских зрителей старшего поколения начинают биться в волнении.
    О «трофейной» продукции, произведённой за океаном, международных скандалах, связанных с её прокатом, и триумфе в СССР периода конца 1940-50-х годов XX века поговорим в следующей нашей встрече.

    Сергей БАЛАХНИН, фото-коллаж автора
Яндекс цитирования