Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ЭКОНОМИКА И МЫ
    Новости министерства НЕразвития
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Александр Лыцусь: «Это праздник не только мужчин»
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    До чего же дойдут разногласия?
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Секретное оружие Забайкалья в борьбе с пожарами
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Квест в один присест
НАША ГОРДОСТЬ
    Верхняя Куэнга: вчера и сегодня
    «Забайкалье познать – надо годы связать…»
НАШИ ЗЕМЛЯКИ
    Чикойский Сальвадор Дали
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    К чёрту всякую халтуру – край сдаёт макулатуру!
1941-1945
    «Стоя я на месте отцовского дома, Где прожиты лучшие дни…»
    Сыны и дочери Урулюнгуя
    Память об отце
ТелеМАНИЯ
    Быль о Мальчише-Кибальчише
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Доктор Тарбаев
ПРОШУ СЛОВА!
    Возродим село – спасём Россию
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Любовь к земле
ГОДЫ, ЛЮБИ, СУДЬБЫ
    Кино в моей судьбе
ЗАПИСКИ СТАРОЖИЛА
    «Новости» старой книги
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ЦЫФРЫ И ФАКТЫ
    Лазуткин – эффективный менеджер?!
ФАЗЕНДА
    «Эх, щи да каша фронтовая!»
    В подкорочке…
Выпуск № 8 от 23.02.2016 г.
Быль о Мальчише-Кибальчише
«Когда-нибудь нас назовут детскими
писателями, а на самом деле мы готовили
краснозвёздную Красную Армию».
(А. Гайдар)
Герой одного из самых известных фильмов о русских ратниках произнёс фразу, ставшую крылатой: «Есть такая профессия, родину защищать». И это было сказано не только о кадровых военных и солдатах срочной службы...
    Состояние души, особая память, на генетическом уровне впитанная с молоком матери, всегда была в каждом из нас, от мала до велика: долг, мужество, защита отечества, верность убеждениям - великая тайна, непостижимая врагам нашим внутренним и внешним, хранящаяся в сердце каждого настоящего русского мужчины независимо от возраста. О Тайне этой с большой буквы, впервые поведал в далёком 1935 году писатель Аркадий Гайдар в своей «Сказке про военную тайну, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Героическую и драматическую историю юных защитников своей страны от проклятых врагов-буржуинов, в отличие от молодых россиян, знают все успевшие пожить в могучей державе СССР. Разумеется, это замечательное патриотическое произведение просто не могло не попасть в поле зрения кинематографистов. Сегодня, в День защитника Отечества, самое время поговорить о нём – об одном из лидеров проката 1964 года, военно-патриотическом приключенческом фильме «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Сказке ставшей на экране былью…
    
«Шпионский» сценарист и режиссёр
    В 1963 году, закончив съёмки своего первого, после окончания ВГИКа, фильма «Юнга со шхуны «Колумб», снятого в жанре «шпионско-авантюрных приключений», режиссёр Евгений Шерстобитов («Туманность Андромеды», «Акваланги на дне») решил продолжить работать на детскую и юношескую зрительскую аудиторию, справедливо считая её самой требовательной, а потому и интересной. Гайдаровский «Мальчиш-Кибальчиш» сразу привлек внимание режиссёра своей мудрой лаконичностью и кипучим действием. Шерстобитов взялся за сценарий. Основной сюжет литературного первоисточника полностью сохранился, были добавлены лишь ряд сцен битв ( в том числе и комических) мальчишей с буржуинами и целый ряд технических «гаджетов» буржуазной электроники.

Алька и вождь краснокожих
    В марте 1964 года худсовет одной из крупнейших киностудий СССР, киевской, им. Довженко, принял сценарий Шерстобитова и дал «добро» на запуск картины «Сказка о Мальчише-Кибальчише». В конце месяца начался подготовительный период и отбор актёров. Надо заметить, главных героев нашли задолго до начала съёмок. Серёжа Остапенко, утверждённый на роль Мальчиша-Кибальчиша, уже имел опыт в кино - снялся в одной из центральных ролей (октябрёнок Алька) в одноимённой экранизации повести Гайдара «Военная тайна» (1958 год).
    Того кто будет исполнять колоритную роль отрицательного персонажа – предателя Мальчиша-Плохиша киношники знали заранее. Полтора года назад, в 1962 году, будучи ещё студентом, Шерстобитов во время практики на «Мосфильме» видел как Леонид Гайдай работал над знаменитой третьей новеллой комедии «Деловые люди» - «Вождь краснокожих», где маленький актёр Серёжа Тихонов терроризировал взрослых дядек Алексея Смирнова и Георгия Вицина. Вполне естественно Шерстобитов заявил своему ассистенту: «Лучшего Плохиша и пожелать невозможно». Интересно, что на протяжении всех съёмок особой дружбы между двумя Серёжами не было. Кибальчишу - Остапенко было девять с половиной лет, а Плохишу - Тихонову, хоть и был он небольшого роста, исполнилось уже 12. У мальчишек были слишком разные интересы. Первый был отличником, «книжным» мальчиком, а второй - форменным сорвиголовой, краснопресненским московским хулиганом.
    
Как Дядина 518 с Плохишом «спелся» + главный Буржуин
    И если с юными воинами – мальчишами режиссёр разобрался быстро, то с одним из главных отрицательных героев – буржуинским шпионом под экзотическим кодовым позывным «Дядина-518» пришлось изрядно понервничать. Шерстобитов пригласил на эту роль актёра, обладающего по праву «звёздным» статусом, Сергея Мартинсона («Золотой ключик», «Антон Иванович сердится»). Узнав, какого отвратительного типа ему предстоит играть, да ещё в команде буйных актёров-пацанят, Мартинсон поначалу категорически отказался. Тогда режиссёр предложил ему познакомиться с Серёжей Тихоновым-Плохишом. Разыграл с ним на пробу этюд: «А пряник медовый дашь? А два дашь? ...А теперь халву гони, а то ничего не скажу...» Мартинсон так хохотал, что сразу после этюда согласился на съёмки. «Просто удивительно! Да у меня с этим бандитом любая сцена с первого дубля получается», – просиял актёр. – «Споёмся…»
    На роль Главного буржуина утвердили Леонида Галлиса («Два капитана», «Гранатовый браслет»), внешне напоминающего Евгения Моргунова, обладающего необъятными габаритами, но выше ростом. Весельчак Галлис иронизируя над собой, для «буржуинского пафоса» предложил соорудить у себя на лице большущую бородавку, чем была подчёркнута значимость большого капиталистического босса.
    
Эти опасные мальчиши
    Съёмки картины начались 25 мая 1964 года. Баррикады, где разворачивались бои между мальчишами и полчищами буржуинов, были выстроены под Севастополем. Съёмочная группа поселилась по соседству – в палатках на территории пионерского лагеря. Каждый из вас, уважаемые друзья, кто видел фильм, наверняка обращал внимание на то, с какой ловкостью и правдоподобно юные защитники отечества дерутся в рукопашную со взрослыми захватчиками, стреляют из винтовок, ведут огонь из пулемётов противопехотных пушек. Дело в том, что к схваткам мальчишек с буржуинами готовили самые настоящие мастера спорта по самбо и дзюдо. Пацаны от семи до двенадцати лет с азартом осваивали приёмы борьбы. Спортсмены учили, порой довольно жёстко, перебрасывать через плечо, делать подножки, поддерживая при этом партнёра. Естественно мальчишки в пылу схватки о поддержке иногда забывали. Так однажды взрослый артист, играющий одного из буржуинских солдат, пришёл к режиссёру со странно перекошенной головой и жалобой: «Слушайте, ваш архаровец мне чуть шею не свернул... Можно, чтобы меня другой мальчик перебрасывал через плечо?» А его партнёром был самый маленький, но зато самый ловкий из всех юных защитников отечества – восьмилетний Саша Харитонов, который освоил приёмы борьбы лучше других и, проделывая очередной трюк, безжалостно швырял бедного буржуина о землю. На строгую просьбу-пожелание режиссёра «быть с дядей поосторожней», он, не выходя из образа, завопил: «А чего они на нашу страну напали?..» Стрельбе из разного вида оружия пацанят учили инструкторы-профессионалы из ДОСААФа.
    
Бочка варенья, да корзина печенья
    Самую «сладкую» жизнь на съёмках вёл, разумеется, Мальчиш-Плохиш. Ему по сюжету были положены «целая бочка варенья да целая корзина печенья». Серёжа Тихонов был страшный сладкоежка, и пока снимали дубль за дублем сцену, где Плохиш поедал кондитерскую мзду полученную за предательство от буржуинов, он умудрялся слопать добрую половину сладостей. Режиссёр с оператором кричали Плохишу: «Ты особо не рвись, нам ещё снимать полдня...» Когда на пятом дубле Серёже надо было есть печенье, он на него уже смотреть не мог, а всё просил: «Ну водички хоть налейте...» После этого дня и до конца всех съёмок Серёжа видеть не мог сладкого.
    
Плохиш-террорист
    Надо заметить, Тихонов был главным заводилой во всей съёмочной группе. Не раз уводил всех коллег - мальчишей ночью купаться. Однажды выкинул шутку, которая едва не стоила ему исключением из группы – хулиганистый Плохиш-Серёжка умудрился умыкнуть во время обеда старенький, но вполне «боевой» пулемёт Максим с лентой холостых патронов. С трудом докатил его до района «дикого» пляжа с редкими отдыхающими и устроил там пулемётный «салют». Лишь только благодаря быстрым действиям пиротехника группы и его извинениям перед перепуганным десятком отдыхающих спасли Плохиша от разборок с милицией. К тому же «дикари» быстро узнали в стрелке «вождя краснокожих» и проводили хулигана улыбками. Пиротехник по отечески отвесил юной кинозвезде несколько подзатыльников и о происшествии обещал Серёжке молчать. Слово сдержал. Режиссёр узнал об «теракте» лишь в последний съёмочный день. За «сроком давности» Плохиш остался безнаказанным.
    
Быль «сказки»
    Съёмки «Мальчиша-Кибальчиша» были закончены 11 августа 1964 года, в рекордно короткие, порой даже для западного кино, сроки - всего за два с половиной месяца. Монтаж и тонировка (озвучка) картины заняли не более полутора месяцев. Во время октябрьских праздников 1964 года «Сказка о Мальчише-Кибальчише» вышла на экраны страны. Сказка зримо становилась захватывающей былью. Школьники сбегали целыми классами с уроков, что бы вновь и вновь увидеть любимый фильм, который сейчас бы назвали не иначе как «героическим блокбастером».
    «Мальчиша» закупил и ряд зарубежных стран, в том числе, что удивительно, и США. На замечательной картине Е. Шерстобитова выросли миллионы советских людей. Воинский долг, патриотизм, верность родине, чувство товарищества и братства, ненависть к врагам, презрение к смерти и предателям своего отечества несёт зрителям вот уже более полувека легендарная «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Сказка, что в лихую годину, всегда становящаяся былью не только на экране.
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования